Комедия с сюрпризом – как возникла идея гоголевского «Ревизора»?

Искусство

Я думаю, любой школьник, который окончил 8 класс, знает, что идею «Ревизора» Н.В. Гоголю подсказал А.С. Пушкин. Этим фактом обычно вся околосюжетная информация о комедии исчерпывается.

Тогда как сюжет гоголевского «Ревизора» возник на почве весьма интересных событий, происходивших в то время в Российской империи, а потому, можно сказать, является срезом целой эпохи.

Как Пушкин стал ревизором

А.С. Пушкина можно считать первым прототипом Хлестакова, ведь он не выдумал и не со слухов рассказал Николаю Васильевичу историю о фальшивом ревизоре. Поэт только недавно вернулся из Оренбурга, где собирал материал для «Капитанской дочки». По дороге он останавливался в Нижнем Новгороде. Губернатор города был наслышан о знаменитом поэте, однако по городу поползли слухи, что едет Пушкин вовсе не по своим литературным делам, а в качестве тайного инспектора самого Николая I.

Новгородский губернатор настолько испугался, что отправил срочное послание губернатору в Оренбург с советом оказать Пушкину самый теплый прием, но быть при этом настороже. Стоит ли говорить, насколько «радушно и ласково» был принят поэт в Нижнем Новгороде? В Оренбурге Пушкин узнал о письме и причине столько заботливого к нему отношения. Эту историю он и пересказал Гоголю.

Иллюстрация Александра Иосифовича Константиновского к комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», 1950 год
Иллюстрация Александра Иосифовича Константиновского к комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», 1950 год

Маленький человек высокого социального статуса

Неожиданным ревизором становился не только Пушкин. Похожая история в Бессарабии произошла с П.П. Свиньиным, издателем журнала «Отечественные записки». В общем, подобные случаи были тем самым «русским чисто анекдотом».

В литературе сюжет о самозванце также был не нов. До Гоголя уже существовала комедия масок «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г.Ф.Квитки-Основьяненко. Комедия не была опубликована к моменту написания «Ревизора», но распространялась в списках. Так что Гоголь вполне мог знать сюжет о самозванном ревизоре, одурачившем уездное чиновничество.

Многие писатели пользовались фабулой, когда маленький человек неожиданно получает необоснованно высокий статус («Халиф на час», «Принц и нищий» и другие произведения вплоть до «Собачьего сердца» М.А. Булгакова). Но Гоголь, воспользовавшись этой фабулой, абсолютно гениально кидает ее на почву российской действительности.

Представление о «России нынешней»

Как однажды сказал публицист Д. Быков:

«Если бы Гоголь прожил дольше, то писателям после него нечего было писать».

Николай Васильевич, действительно, создавал в своих произведениях целый художественный мир, раскрывал настолько объемные темы, что хватило бы на десятки литературных трудов. И «Ревизор» не стал исключением. Для Гоголя было бы слишком просто рассказать заурядную комичную историю, «которая и в любом другом месте могла случиться».

Ревизор – это комедия с секретом. И секрет ее заключается в весьма точном описании «России нынешней», а точнее России эпохи Николая I. Император после премьеры восторженно воскликнул: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне больше всех». Однако едва ли Гоголь ставил главной задачей разоблачение чиновников-бюрократов.

Николай I увидел в «Ревизоре» критику даже на себя Иван Васильевич Гудовский «Портрет императора Николая I», 1844 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай I увидел в «Ревизоре» критику даже на себя
Иван Васильевич Гудовский «Портрет императора Николая I», 1844 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Социальную психологию николаевского периода можно сравнить с фальшивыми зеркалами. Поступки и поведение самого императора, высшей знати или мелкого чиновничества не соответствовали тому, что было на самом деле. Николай I из «глашатая свободы», как его охарактеризовал Г. Гейне, превратился в авторитарного правителя, подавляющего всякую инициативу. Он спал на солдатской кровати, работал в кабинете с аскетичной обстановкой, был необычайно чувственен с супругой. Но при этом всячески поощрял молодецкие забавы, а Петербург полнился слухами о его любовницах и внебрачных детях, записанных под всевозможными фамилиями.

Император запугивал нечистых на руку чиновников и требовал от них строжайшей дисциплины и исполнительности, разъезжал по стране с бесконечными проверками и перепроверками, рассылал по уездам тайных инспекторов. Но на деле коррупция в рядах чиновников и офицеров только увеличивалась.

Те, кто находился на службе, очень быстро поняли и приняли «игровой» характер государственного контроля. Центр изобретал новые способы контроля, а лукаво-покорная периферия находилась в постоянной готовности эти способы распознать. Любые начинания административного верха неизменно вязли в зыбучем песке российской бюрократии, а потому центру ничего не оставалось, как имитировать деловитость. Периферия в свою очередь отвечала фальшивой исполнительностью. Поэтому-то городничий, ежеминутно готовый к «сюрпризам» от начальства, так легко принимает Хлестакова за ревизора.

Собственноручный рисунок Николая Васильевича Гоголя к последней сцене комедии «Ревизор»
Собственноручный рисунок Николая Васильевича Гоголя к последней сцене комедии «Ревизор»

Эта фривольность, стремительная прогрессия несерьезности российской действительности, скрывающаяся за строгим фасадом, в соединении с реальной историей Пушкина, я считаю, стали для Гоголя отправной точкой. В «Ревизоре» он гениально переложил на анекдотичный сюжет личный опыт и свои наблюдения.

На обложке: Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге

МУСАГЕТ
Добавить комментарий