Когда истина дороже – почему Тургенев поссорился с Некрасовым?

Искусство

Если вы думаете, что горячие политические споры на условной «кухне» – это характерная черта советского периода, то глубоко заблуждаетесь. Политика, отношения России и Запада становились причиной разногласий в кругах интеллигенции XIX в. Причем эти разногласия порой были настолько непримиримыми, что вбивали клин в отношения, казалось бы, неразлучных друзей.

От любви до ненависти

В литературных кругах Николай Некрасов и Иван Тургенев считались практически родственниками, так как их связывала многолетняя дружба. Известно, что когда Тургенев приезжал в Россию и находился в Петербурге, то практически постоянно жил в квартире Некрасова. Знакомые двух друзей вспоминали:

«Он (Тургенев), бывало, прибывал с утра, отлучаясь ненадолго, непременно возвращался к обеду и находился у Некрасова до тех пор, пока тому не нужно было отбывать на вечерние мероприятия или наносить визиты. Он жил у Некрасова больше, чум у себя дома».

Друзья могли беседовать и спорить на любые темы. Их дружбу не разрушил даже финансовый вопрос. Когда Некрасов работал редактором и издателем «Современника», а Тургенев там активно печатался, то последний нередко без спроса вынимал немалые суммы из кассы журнала. Он мог сорвать сроки сдачи произведения или вообще в последний момент продать ее другому журналу, например «Отечественным запискам». Некрасов как-то пожаловался Панаеву, «коллеге» по изданию «Современника»:

«Не знаю, что делать с Тургеневым, он утащил из нашей кассы столько, что уже не сосчитать и не упомнить. Придется, кажется, унять эту барскую блажь, а кассу закрыть».
Илья Ефимович Репин «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», 1874 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Илья Ефимович Репин «Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева», 1874 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Но как бы Некрасов не злился и не жаловался, он, в конечном итоге, сам одалживал денег другу, смиренно продлевал сроки издания его рассказов и всячески того поддерживал. Авдотья Панаева как-то высказалась по поводу отношений двух писателей:

«Некрасов относился к Тургеневу с той привязанностью, с которой мать относится к сыну. Как бы жестоко он ее не обидел, она все-таки его прощает и старается отыскать возможное оправдание даже самым дурным его поступкам».

Даже сам Некрасов писал Льву Толстому:

«Я его (Тургенева) так люблю, что, когда заговорю о нем, то всегда хочу только похвалить».

Лишь однажды между закадычными друзьями пробежала черная кошка. Писатели так сильно поссорились, что не примирились почти до самой смерти.

Николай Николаевич Ге «Портрет писателя Николая Алексеевича Некрасова», 1872 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Николай Николаевич Ге «Портрет писателя Николая Алексеевича Некрасова», 1872 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

«Я или Добролюбов!»

В 1860 г. отдел критики журнала «Современник» возглавлял Николай Добролюбов. В это время у Тургенева вышел роман «Накануне». Добролюбов написал критическую статью «Когда же придет настоящий день?», огромную и практически комплементарную по отношению к таланту автора, но со скрытым смыслом. Вернее, скрытым только для нас. Непосвященный современный читатель вряд ли уловит в этой статье скрытый революционной подтекст. Однако современникам Тургенева он был более чем понятен.

Вера Засулич, писательница и одна из представительниц социалистического движения XIX в., так высказалась об этой статье:

«Добролюбову удалось написать с не допускающей сомнения ясностью свое революционное завещание будущему поколению образованной молодежи».
Статья Добролюбова поссорила двух друзей Пётр Фёдорович Борель «Портрет Николая Александровича Добролюбова», 1862 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Статья Добролюбова поссорила двух друзей
Пётр Фёдорович Борель «Портрет Николая Александровича Добролюбова», 1862 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Добролюбов отмечает чуткость Тургенева к насущным вопросам общественности, но критикует либерально-демократические взгляды писателя, которые идут в разрез с позицией более радикально настроенных коллег по «Современнику».

Некрасов и Тургенев немало спорили относительно будущего России не только литературного, но и политического. Тургенев говорил, что в России никогда не будет таких гениев как, к примеру, Шекспир. Тогда как Некрасов считал: ничто так не вдохновляет, как земля и родное Отечество. Тургенев видел Европу своим вторым домом и тяготел к политическому устройству европейских стран. Некрасов же желал для России собственного, особого пути развития.

Камнем преткновения стала та самая статья Добролюбова. Тургенева волновал ее явно политический характер. Он написал Некрасову:

«Она (статья) кроме неприятностей ничего другого мне не принесет. Она несправедливо резка, я не буду знать, куда бежать, если она напечатается».

Тургенев просил друга не публиковать статью. А Некрасов, в свою очередь, пытался склонить Добролюбова переписать критический анализ. Но тот был непреклонен. Тогда Тургенев выдвинул Некрасову ультиматум: «Я или Добролюбов!».

Почему Некрасов выбрал Добролюбова, до конца неясно. Скорее всего, сыграла свою роль несовместимость взглядов либеральной группы литераторов и революционно-демократических идей молодых публицистов. Статья вышла в свет и, действительно, наделала немало шума. А главное – стала точкой в дружеских отношениях двух писателей. Много позже Тургенев писал Некрасову:

«Я также люблю тебя, как и прежде. Не сомневайся во мне, как и я в тебе не сомневаюсь».
Сотрудники журнала «Современник», в том числе Иван Сергеевич Тургенев (крайний слева в верхнем ряду) и Николай Алексеевич Некрасов (крайний слева в нижнем ряду)
Сотрудники журнала «Современник», в том числе Иван Сергеевич Тургенев (крайний слева в верхнем ряду) и Николай Алексеевич Некрасов (крайний слева в нижнем ряду)

Современники писателей утверждали, что разрыв давался обоим тяжело. Но до конца жизни они так больше и не встречались. Лишь перед самой смертью Некрасова Тургенев последний раз навестил друга.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий