Если вы думаете, что горячие политические споры на условной «кухне» – это характерная черта советского периода, то глубоко заблуждаетесь. Политика, отношения России и Запада становились причиной разногласий в кругах интеллигенции XIX в. Причем эти разногласия порой были настолько непримиримыми, что вбивали клин в отношения, казалось бы, неразлучных друзей.
От любви до ненависти
В литературных кругах Николай Некрасов и Иван Тургенев считались практически родственниками, так как их связывала многолетняя дружба. Известно, что когда Тургенев приезжал в Россию и находился в Петербурге, то практически постоянно жил в квартире Некрасова. Знакомые двух друзей вспоминали:
«Он (Тургенев), бывало, прибывал с утра, отлучаясь ненадолго, непременно возвращался к обеду и находился у Некрасова до тех пор, пока тому не нужно было отбывать на вечерние мероприятия или наносить визиты. Он жил у Некрасова больше, чум у себя дома».
Друзья могли беседовать и спорить на любые темы. Их дружбу не разрушил даже финансовый вопрос. Когда Некрасов работал редактором и издателем «Современника», а Тургенев там активно печатался, то последний нередко без спроса вынимал немалые суммы из кассы журнала. Он мог сорвать сроки сдачи произведения или вообще в последний момент продать ее другому журналу, например «Отечественным запискам». Некрасов как-то пожаловался Панаеву, «коллеге» по изданию «Современника»:
«Не знаю, что делать с Тургеневым, он утащил из нашей кассы столько, что уже не сосчитать и не упомнить. Придется, кажется, унять эту барскую блажь, а кассу закрыть».
Но как бы Некрасов не злился и не жаловался, он, в конечном итоге, сам одалживал денег другу, смиренно продлевал сроки издания его рассказов и всячески того поддерживал. Авдотья Панаева как-то высказалась по поводу отношений двух писателей:
«Некрасов относился к Тургеневу с той привязанностью, с которой мать относится к сыну. Как бы жестоко он ее не обидел, она все-таки его прощает и старается отыскать возможное оправдание даже самым дурным его поступкам».
Даже сам Некрасов писал Льву Толстому:
«Я его (Тургенева) так люблю, что, когда заговорю о нем, то всегда хочу только похвалить».
Лишь однажды между закадычными друзьями пробежала черная кошка. Писатели так сильно поссорились, что не примирились почти до самой смерти.
«Я или Добролюбов!»
В 1860 г. отдел критики журнала «Современник» возглавлял Николай Добролюбов. В это время у Тургенева вышел роман «Накануне». Добролюбов написал критическую статью «Когда же придет настоящий день?», огромную и практически комплементарную по отношению к таланту автора, но со скрытым смыслом. Вернее, скрытым только для нас. Непосвященный современный читатель вряд ли уловит в этой статье скрытый революционной подтекст. Однако современникам Тургенева он был более чем понятен.
Вера Засулич, писательница и одна из представительниц социалистического движения XIX в., так высказалась об этой статье:
«Добролюбову удалось написать с не допускающей сомнения ясностью свое революционное завещание будущему поколению образованной молодежи».
Добролюбов отмечает чуткость Тургенева к насущным вопросам общественности, но критикует либерально-демократические взгляды писателя, которые идут в разрез с позицией более радикально настроенных коллег по «Современнику».
Некрасов и Тургенев немало спорили относительно будущего России не только литературного, но и политического. Тургенев говорил, что в России никогда не будет таких гениев как, к примеру, Шекспир. Тогда как Некрасов считал: ничто так не вдохновляет, как земля и родное Отечество. Тургенев видел Европу своим вторым домом и тяготел к политическому устройству европейских стран. Некрасов же желал для России собственного, особого пути развития.
Камнем преткновения стала та самая статья Добролюбова. Тургенева волновал ее явно политический характер. Он написал Некрасову:
«Она (статья) кроме неприятностей ничего другого мне не принесет. Она несправедливо резка, я не буду знать, куда бежать, если она напечатается».
Тургенев просил друга не публиковать статью. А Некрасов, в свою очередь, пытался склонить Добролюбова переписать критический анализ. Но тот был непреклонен. Тогда Тургенев выдвинул Некрасову ультиматум: «Я или Добролюбов!».
Почему Некрасов выбрал Добролюбова, до конца неясно. Скорее всего, сыграла свою роль несовместимость взглядов либеральной группы литераторов и революционно-демократических идей молодых публицистов. Статья вышла в свет и, действительно, наделала немало шума. А главное – стала точкой в дружеских отношениях двух писателей. Много позже Тургенев писал Некрасову:
«Я также люблю тебя, как и прежде. Не сомневайся во мне, как и я в тебе не сомневаюсь».
Современники писателей утверждали, что разрыв давался обоим тяжело. Но до конца жизни они так больше и не встречались. Лишь перед самой смертью Некрасова Тургенев последний раз навестил друга.