Какую литературу Российской империи читали в СССР?

Искусство

Почти сразу с приходом к власти в стране большевики развернули программу по всеобщей ликвидации безграмотности. Если до революции умение читать и писать было привилегией лишь высших сословий, то в 20-е гг. XX в. грамоте обучались все.

В 30-х гг. в школах впервые появляется такой предмет, как литература. Советский гражданин читал идеологически правильные книги, буржуазная литература была под запретом. Однако произведения некоторых дореволюционных авторов все же были доступны читателям.

Классики как борцы за социальную справедливость

Моя бабушка, которая родилась еще до войны, отлично знала произведения таких авторов, как Л. Толстой, М. Лермонтов, Н. Гоголь. Казалось бы, и не запрещали в советское время литературу имперской России. Вот только когда я беседую с ней об этих авторах и их произведениях, создается впечатление, что мы говорим о разных книгах.

После революции была запрещена вся дореволюционная литература. Только с приходом к власти И. Сталина классиков «амнистировали» и… идеологически переосмыслили. Толстой теперь писал о тяжелой судьбе русского крестьянина, Салтыков-Щедрин и Радищев клеймили самодуров-помещиков, Лермонтов обличал «страну господ, страну рабов», Некрасов каялся в том, что был дворянином.

Если произведение не соответствовало новому идеологическому канону, то его просто «отменяли». Из того же Лермонтова в школьную программу попали вольнолюбивые стихотворения автора («На смерть поэта», «Прощай, немытая Россия» и т.д.), запрещенные в дореволюционное время. Но поэт лишился четверти произведений, популярных в XIX в. («Казачья колыбельная песнь», «Молитва» и др.).

В самой читающей стране мира люди покупали книги и много и с удовольствием читали. Киров, 1960-е годы
В самой читающей стране мира люди покупали книги и много и с удовольствием читали. Киров, 1960-е годы

Как-то мне в руки попал учебник литературы моих родителей (70-е гг.). Меня заинтересовал анализ комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Люблю это произведение, которое является просто «лакмусовой бумажкой» общественных пороков грибоедовских времен. У современников автора Чацкий вызывал смешанные чувства, он не был героем или резонером. Но в XX в. комедия удобно легла на «социалистическую почву». Чацкий уже подается как борец с барством, он – революционер, практически декабрист.

То, что русские классики отлично «послужили» новому времени, свидетельствуют цифры. За весь период существования Советского Союза книги Л. Толстого, А. Пушкина, И. Тургенева и М. Лермонтова были изданы миллионными тиражами. Они уступали по количеству лишь трудам В. Ленина.

Как советская номенклатура «мстила» за смерть Пушкина

Конечно, самым народным поэтом в советское время стал А. Пушкин. Как же можно отменить «солнце русской поэзии»? В отношении Пушкина советское правительство пошло еще дальше. Оно «мстило» старому режиму, сгубившему вольнолюбивого поэта. «Пушкин наш, советский! Пушкин – революционер!», – подчеркивала новая власть. В 1937 г. были организованы всесоюзные мероприятия, посвященные столетию со дня гибели поэта.

Наиболее любимыми пушкинскими произведениями в СССР были «Дубровский» и «Капитанская дочка», повествующие о борьбе за справедливость, вольнолюбивая лирика поэта («Во глубине сибирских руд», «Узник» и др.) и даже «Евгений Онегин». Из главного героя, как полагается, сделали революционера, скучающего в среде разлагающегося помещичьего общества.

Письмо Татьяны к Онегину многие советские школьницы, даже те, кто уже пенсионерки, до сих пор знают наизусть Иллюстрация Елены Петровны Самокиш-Судковской, 1908 год
Письмо Татьяны к Онегину многие советские школьницы, даже те, кто уже пенсионерки, до сих пор знают наизусть
Иллюстрация Елены Петровны Самокиш-Судковской, 1908 год

Черный рынок литературы

Не все писатели дореволюционного времени вернулись на книжные полки во времена Советского союза. Например, не повезло Ф. Достоевскому, которого сначала вернули и тоже объявили «советским», но быстро отменили, т.к. сложные философские произведения никак не поддавались советской цензуре. «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы» подавались читателю с точки зрения социальной проблематики. Однако невозможно было опровергнуть ни религиозные взгляды писателя, ни его неприятие радикальных, насильственных методов борьбы.

И. Бунина, наоборот, сначала запретили, ведь он не скрывал своей любви к старому режиму и ненависти к новой власти. Но в 50-х гг. некоторые из его произведений появились в советской типографии. Не все. Например, под запретом оставались дневник «Окаянные дни», повесть «Деревня», в которой автор описывает разруху и запустение в стране на примере деревни.

Но если литература была запрещена официально, это не значит, что ее не читали. Существовал «черный рынок» литературы, где можно было купить книги с рук по спекулятивной цене. Представителей интеллигенции, которые были основными покупателями запрещенной литературы, это не останавливало, и они могли потратить на книгу чуть ли не всю зарплату.

Сложные произведения Фёдора Михайловича Достоевского лучше всех иллюстрировал Илья Сергеевич Глазунов Великий инквизитор, иллюстрация к роману «Братья Карамазовы», 1985 год
Сложные произведения Фёдора Михайловича Достоевского лучше всех иллюстрировал Илья Сергеевич Глазунов
Великий инквизитор, иллюстрация к роману «Братья Карамазовы», 1985 год

Советские граждане не были лишены книг дореволюционных писателей, хотя руководство страны активно стремилось поначалу внедрить литературу нового времени. Но и нельзя сказать, что книги досоветского период были доступны в полном объеме. Читали много и охотно, но если дело доходило до литературы прошлых столетий, то читатель иногда получал цензурно обкромсанные произведения.

На обложке: Коллаж «Русские классики» / russkie.org

МУСАГЕТ
Добавить комментарий