Художник, влюбленный в столицу – как Юрий Пименов стал «певцом советской Москвы»?

Искусство

Юрий Пименов – один из немногих советских художников, кто воспел в своих картинах красоту довоенной и послевоенной Москвы. На его полотнах не только монументальные здания или эпохальные события.

Пименову были близки и понятны повседневные заботы москвичей. Не зря художника называли «певцом советской Москвы».

Немецкий экспрессионизм в советских агитках

Юрий Иванович Пименов родился 26 ноября 1903 г. С малолетнего возраста он увлеченно рисовал и уже в 12 лет поступил в московскую школу живописи, а после революции продолжил учебу в ВХУТЕМАСе. Этим пугающим словом называли тогда Высшие художественно-технические мастерские – прообразы дизайнерских студий.

Пименов в это время находился под влиянием немецкого импрессионизма. Это художественное направление отрицало всякие изобразительные нормы и было направлено на то, чтобы удивлять и потрясать зрителя. А так как во ВХУТЕМАСе молодых советских художников, скульпторов и архитекторов учили думать по-новому, то Пименов с его приверженностью к канонам немецкого импрессионизма пришелся как раз к месту.

Юрий Иванович занимался созданием агиток. Но это были не те броские плакаты с лаконичным текстом, которые можно сейчас увидеть в музеях постреволюционного быта, а тогда практически на каждом углу столицы. Пименов вкладывал в изображение элемент сопереживания, что позднее стало его художественным почерком. В основном это были сцены идеалистической жизни раннего Советского Союза. Самой известной работой Пименова в тот период стала, пожалуй, картина в жанре социалистического реализма «Даешь тяжелую индустрию!» (1927 г.)

Гениальный советский художник Юрий Иванович Пименов
Гениальный советский художник Юрий Иванович Пименов

Обновленный импрессионизм

К концу 20-х гг. работы успешного художника вдруг стали подвергаться критике. Юрий Иванович много болел и несколько лет не занимался работой. Однако к живописи интерес не потерял. Просто теперь он не работал над иллюстрациями в журналах или агитационными плакатами. В 30-х гг. начался новый творческий период художника.

Из его работ исчезли темные краски и грубые линии, на картинах появились лирические сюжеты. Пименов также пишет портреты близких людей. В 1937 г. он создает свой шедевр – наполненную светом и радостью жизни картину «Новая Москва».

Отражала ли картина эмоциональное состояние художника? Возможно, отчасти. Изображена ли на ней советская действительность? Вряд ли. В 30-х гг. Пименов полностью отказался от приверженности к немецкому экспрессионизму и обратился к импрессионизму.

Он не подражал Моне или Ренуару, но так же, как французские художники в жестокие времена Парижской Коммуны творили полные света и счастья шедевры, Пименов создавал красоту жизни на полотнах, когда за окном происходили не только радостные события. На картинах Пименова нет обычных бытовых проблем. На них – лучшая сторона жизни. Художник не философствует о новой власти, не рассуждает о несправедливости. Он просто пишет мгновение жизни. Возможно, именно поэтому власти не трогали Пименова-импрессиониста, хотя жанр этот в Советском Союзе не приветствовался.

Юрий Иванович Пименов «Новая Москва», 1937 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Юрий Иванович Пименов «Новая Москва», 1937 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Новая столица

Во время войны Пименов оставался верным себе. Он не писал монументальных работ, а подобно писателям раскрывал трагедию и подвиг маленького человека. Сюжеты черпал из фронтовой жизни, т.к. сам побывал на передовой и в блокадном Ленинграде. Особенной стала картина «Фронтовая дорога» (1944 г.), которая повторила композиционную находку «Новой Москвы».

В послевоенном периоде творчества художника чувствуется жажда жизни и простого человеческого счастья, которую испытывали все, кто пережил ужасные события эпохи. Поколение 60-х гг. – это люди, строившие новую мирную жизнь. Они сажают цветы, занимаются уборкой, отдыхают в саду и просто гуляют по улицам. И даже эти маленькие события Пименов отражал в своих картинах в самых ярких красках, так как это и было то самое человеческое счастье.

Юрий Иванович Пименов «Фронтовая дорога», 1944 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Юрий Иванович Пименов «Фронтовая дорога», 1944 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Москва глазами влюбленного человека

О Юрии Пименове говорят, что он видел столицу глазами влюбленного человека. В каких бы жанрах он не работал, какую бы тему не поднимал – это всегда был взгляд на жизнь обычных москвичей. И как всякий по-настоящему влюбленный человек, даже незначительные черты своего предмета обожания он изображал как самое прекрасное достоинство.

Кажется, что он не упускал ни одной детали. А его картины имеют не только цвет, сюжет и композицию, но даже запахи и звуки. Вот слышен шорох автомобильных шин на дороге, а на другой картине – цокот женских каблуков по деревянному настилу. Москва на картинах Пименова пахнет осенним утром, мокрым асфальтом, снежной поземкой, фиалками и сиренью.

Юрий Иванович Пименов «Свадьба на завтрашней улице», 1962 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Юрий Иванович Пименов «Свадьба на завтрашней улице», 1962 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Работая в очень непростой исторический период с жесткой цензурой, Юрий Пименов сделал практически невозможное – он оставался верным себе как художник, но при этом его картины нравились всем. Его работы, наполненные светом, эмоциями, движением, такие живые и такие правдивые, с уверенностью можно назвать «энциклопедией советского московского быта».

На обложке: Фрагмент картины Юрия Ивановича Пименова «Вид из окна. Москва», 1954 год. Местонахождение: Частная коллекция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий