«Фламандские пословицы» – диковинный мир на картине Брейгеля

Искусство

Вы часто используете в своей речи пословицы и поговорки? Согласитесь, они делают наш язык более живым и интересным, хотя перевести их для иностранца порой очень непросто. Но можете ли вы представить написанные на картине эти народные фразы? Если нет, то предлагаю познакомиться с работой Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы». Знаменитый художник решил изобразить известные высказывания, причём собрал их в таком количестве, что рассматривать полотно можно очень долго.

Считается, что «Фламандские пословицы» – картина, которая превосходит все остальные творения живописцев по количеству символов, и это неудивительно. Примечательно, что здесь Брейгель собрал пословицы, известные в его время и даже некоторые устаревшие фразы, а потому она особенно интересна сегодня, ведь большинство поговорок уже не используются. Какие же диковинки можно разглядеть на картине?

Автор картины

Питер Брейгель Старший свой творческий путь начал как график. Его наставником стал Иероним Кок, который печатал и продавал гравюры. Именно в его мастерской Брейгель впервые увидел работы Иеронима Босха. Диковинный стиль, необычное изображение людей, своеобразная манера автора настолько поразили живописца, что он даже создал вариации собственного авторства на тему картин известного мастера.

После путешествия по Франции и Италии Брейгель начал создавать пейзажные картины. Уже тогда он заинтересовался живописью. С той поры он начинает пробовать свои силы в различных жанрах, создавая и портретные работы, и интересные вариации сцен из жизни людей, и природные виды.

Йоханнес Верикс «Портрет Питера Брейгеля Старшего», 1572 год Местонахождение: Государственный музей, Амстердам, Нидерланды
Йоханнес Верикс «Портрет Питера Брейгеля Старшего», 1572 год
Местонахождение: Государственный музей, Амстердам, Нидерланды

Особенности работы

Картина «Фламандские пословицы» была написана Брейгелем Старшим в 1559 году. Почти одновременно с ней в свет вышел роман «Пантагрюэль» Франсуа Рабле, где автор описал удивительную страну пословиц. На своём полотне живописец изобразил буквальное значение пословиц, которые в ту пору были известны в Нидерландах.

Изображённый им мир абсурдности и человеческой глупости действительно поражает воображение. Местами картина кажется странной, местами – огорчает, а где-то и вовсе вызывает улыбку. Как уже было сказано, с ходом времени некоторые поговорки были забыты, а потому сегодня искусствоведы расшифровывают определённые символы, использованные Брейгелем.

Питер Брейгель Старший «Фламандские пословицы», 1559 год Местонахождение: Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия
Питер Брейгель Старший «Фламандские пословицы», 1559 год
Местонахождение: Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия

Множество пословиц и символов

Итак, что же можно увидеть на «Фламандских пословицах»? Относительно небольшая по размерам картина написана на дереве маслом, причём на шедевре собрано более сотни различных народных высказываний. Что примечательно, при первом взгляде на работу Брейгеля можно подумать, что это всего лишь крестьянский пейзаж. Однако автор настолько тщательно продумывал свои работы, что, присмотревшись, можно заметить множество интересных деталей.

Сразу стоит сказать, что фламандские пословицы – это яркий и богатый мир, причём некоторые из них очень напоминают русские аналоги, а потому будут понятны каждому из нас. Однако есть и особенные нюансы. Так, например, в старину голландцы каждый цвет отождествляли с определённым чувством.

Если вы найдёте на картине женщину в красном платье, накидывающую на мужчину голубой плащ, то вряд ли догадаетесь, о чём речь. А на самом деле Брейгель использует цветовую символику: красный – цвет греха, а голубой – обмана. Выходит, речь идёт о неверной супруге, которая «наставляет рога» мужу.

Женщина в красном платье, накидывающая на мужчину голубой плащ - это символ супружеской неверности
Женщина в красном платье, накидывающая на мужчину голубой плащ – это символ супружеской неверности

Рассматриваем картину

В левой верхней части картины можно увидеть знакомые нам пословицы: «дракам везёт», «жребий брошен», «водить друг друга за нос». Однако некоторые сцены требуют разъяснения. Так, например, одно яйцо, оставленное в корзине, означает бережливость, а парочка, целующаяся под метлой – сожительство без брака. Здесь же есть пословица «крыть крышу сладкими пирогами», что означает богатство.

В правой верхней части невольное внимание привлекает юноша на вершине башни. Он размахивает плащом, а рядом с ним сидит старик, который пускает перья по ветру. Первая пословица равносильна русскому варианту «держать нос по ветру», а вот вторая символизирует бесплодные усилия. Здесь же можно увидеть человека, бросающего деньги в воду – это означает тратить богатство впустую.

Если в жизни человека наступает плохой период, говорят, что он свалился с быка на ослиную задницу, а человек, целующий дверное кольцо – символ угодливости и лести
Если в жизни человека наступает плохой период, говорят, что он свалился с быка на ослиную задницу, а человек, целующий дверное кольцо – символ угодливости и лести

Целых пять пословиц можно увидеть на площадке, где мы видим трёх человек и скот. Если в жизни человека наступает плохой период, говорят, что он «свалился с быка на ослиную задницу». А вот человек, целующий дверное кольцо – символ угодливости и лести. На картине мы можем увидеть и трещину в стене – она указывает, что всё в мире непрочно и в любой момент может рухнуть. А вот человек, сидящий у костра, напоминает о другом высказывании: «Не переживай, что горит чей-то дом, пока можно погреть руки у костра».

Левая нижняя часть является самым густонаселённым фрагментом. Здесь мы видим женщину, способную привязать дьявола к подушке – она символизирует упорство, которому подвластно всё. Здесь же юноша жарит сельдь ради одной икринки – значит, делает слишком много ради мизерного результата.

В правой нижней части мы видим человека, бросающего розы перед свиньями – это равносильно библейскому выражению «не мечите бисер перед свиньями». А вот человек, разливший кашу, уже не сможет собрать её – то есть сделанного уже не вернёшь.

Человек, бросающий розы перед свиньями – это равносильно библейскому выражению не мечите бисер перед свиньями
Человек, бросающий розы перед свиньями – это равносильно библейскому выражению не мечите бисер перед свиньями

Как я уже отметила, на картине «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего изображены более сотни различных фламандских пословиц. Рассматривать картину можно очень долго, причём каждый раз на ней отыскивается какой-то новый персонаж или фрагмент, не замеченный прежде. Здесь можно увидеть забавный и удивительный мир, созданный человеческим воображением. Брейгель раскрывает нам, как странно, а иногда даже глупо выглядят пословицы, если их представлять в буквальном смысле.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий