Данте Алигьери – светлый гений из темноты Средневековья

Искусство

Дуранте дельи Алигьери – так звучит полное имя поэта и мыслителя эпохи Средневековья, известного как Данте Алигьери. Средние века довольно далеко отстоят от нашего времени и, к сожалению, о гениальном писателе сохранилось не так много биографических сведений.

Несомненно то, что он написал одно из гениальнейших произведений литературы «Божественную комедию» и оставил заметный след в истории и культуре не только своей страны, но и всей Европы. Сведения о поэте мы можем почерпнуть из его собственных автобиографических трудов и исследований Джованни Боккаччо – писателя эпохи Возрождения.

Жизнь Данте Алигьери прошла на фоне неспокойных времен в его родной Италии. Эту страну на протяжении XIII и XIV веков раздирали междоусобные распри. Италия не была целостным государством, а состояла из множества отдельных княжеств. Поэт родился и вырос в тяжелые для родины времена, шло большое и активное противостояние папского престола и императоров.

Вероятно, все печальные события на родной земле породили в мировоззрении поэта и мыслителя те трагические ноты, что мы видим отраженными в его произведениях. Средневековье в целом считается довольно темным периодом в истории, поэтому неудивительно, что авторам того времени присущи более мрачные и тяжелые настроения в произведениях, чем, к примеру, писателям эпохи Возрождения, где всё начинает играть яркими и радостными красками.

Сандро Боттичелли «Портрет Данте», 1495 год Местонахождение: Частная коллекция
Сандро Боттичелли «Портрет Данте», 1495 год
Местонахождение: Частная коллекция

Начало жизненного пути

Так как о Данте Алигьери сохранилось не столь много подробностей из жизни, никто не может назвать точную дату его рождения. Предполагается, что он появился на свет в мае 1265 года. Наверняка известно, что родился он во Флоренции. Считается также, что Алигьери происходил из знатного римского рода, который участвовал в основании Флоренции – этого невероятно прекрасного города Италии.

По сохранившимся сведениям предки поэта были аристократического происхождения. Рукописи говорят нам, что один из прадедов Данте, участвовавший в крестовых походах, даже был посвящен в рыцари. Старинные документы показывают, что фамилия Алигьери сформировалась из имени прабабки поэта Альдигьери да Фонтана.

Ольга Альбертовна Светлакова – филолог, доцент кафедры истории зарубежной литературы так описывает Данте Алигьери в своей лекции «Данте: На границе Средневековья и Нового времени»:

«Был наш поэт роста ниже среднего, а когда достиг зрелых лет, начал, к тому же, сутулиться. Ходил всегда неспешно и плавно, одежду носил самую скромную, как подобало его годам. Лицо у него было продолговатое, смуглое, нос орлиный, глаза довольно большие, челюсти крупные, нижняя губа выдавалась вперед. Густые черные волосы курчавились, равно как и борода. Вид был неизменно задумчивый и печальный».
Любимая Данте Флоренция на картине Джузеппе Дзокки «Вид на Арно во Флоренции», XVIII век Местонахождение: Частная коллекция
Любимая Данте Флоренция на картине Джузеппе Дзокки «Вид на Арно во Флоренции», XVIII век
Местонахождение: Частная коллекция

Наставником юного Данте в учебе стал Брунетто Латини, который был одним из образованнейших и известных людей того времени. В своих воспоминаниях поэт с большим пиететом вспоминает о своем первом учителе. Некоторые исследователи считают, что Алигьери обучался в Болонском университете, а это было самое престижное учебное заведение в Европе в те времена.

Такое предположение можно сделать по следующим фактам из жизни мыслителя. Во-первых, он некоторое время проживал в Болонье. Во-вторых, Алигьери был человеком очень начитанным и образованным для своего времени. У него были обширные знания в разных областях науки и литературы, что также отражено в его произведениях.

Джулиано Трабаллези «Портрет Брунетто Латини», 1761 год Местонахождение: Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания
Джулиано Трабаллези «Портрет Брунетто Латини», 1761 год
Местонахождение: Королевская академия искусств, Лондон, Великобритания

Творческий путь

Доподлинно указать время начала творческого пути гения средних веков никто не берется. Точных сведений о том, когда у Данте проснулась творческая жилка, нет. Есть данные, что первые сонеты поэта увидели свет примерно между 1283 и 1293 годами. Сборник назывался «Новая жизнь», произведения были написаны на родном языке Алигьери – итальянском.

Как писал сам автор, его проявление как поэта стало возможным благодаря большому чувству к женщине. Образ своей возлюбленной Беатриче поэт не только увековечил в своих произведениях, но и хранил в сердце всю жизнь.

Аньоло Бронзино «Аллегорический портрет Данте», около 1530 года Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Аньоло Бронзино «Аллегорический портрет Данте», около 1530 года
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Та самая Беатриче

Ставший почти нарицательным образ той самой Беатриче – реальная муза и любовь Данте Алигьери. Звали девушку Беатриче Портинари, поэт любил её до обожествления. Она была дочерью банкира из Флоренции, жившего с семьей по соседству с Алигьери. Такие сведения предоставляет нам Джованни Боккаччо.

Для современного человека, вероятно, будет странным тот факт, что свою обожаемую Беатриче поэт видел лишь дважды в жизни. Казалось бы, как возможно так сильно полюбить и превозносить девушку, с которой знаком так поверхностно и мало? Тем не менее, Беатриче стала у Данте образом глубокой платонической любви.

С Портинари юный Алигьери познакомился в девятилетнем возрасте, девочка была на год младше. Несмотря на столь юные года для возникновения любовных чувств, в душе у Данте появилось трепетное возвышенное чувство к Беатриче.

Рафаэлло Сорби «Данте встречает Беатриче», 1863 год Местонахождение: Частная коллекция
Рафаэлло Сорби «Данте встречает Беатриче», 1863 год
Местонахождение: Частная коллекция

Вторая встреча поэта и его музы произошла на одной из флорентийских улиц. Портинари уже носила фамилию мужа и стала молодой красивой дамой. Данте разговаривал с Беатриче, и его сердце воспылало ещё большим и глубоким чувством к ней. К сожалению, Беатриче рано ушла из жизни, ей было от силы 25 лет.

Для поэта это печальное событие едва не стало трагичным, он настолько сильно переживал смерть возлюбленной музы, что сам чуть не погиб от этих чувств. Имя Беатриче в своих произведениях Алигьери увековечил неоднократно.

Жизнь не закончилась для Данте, позже он женился на Джемме да Манетто Донати. Она была дочерью политика, занимавшего далеко не последнее место в жизни страны. По сути, этот брак был лишь брачным союзом по расчету. Такой любви, как к Беатриче Портинари, к жене Алигьери не испытывал.

Чезаре Саккаджи «Начинается новая жизнь» (Данте и Беатриче в саду), 1903 год Местонахождение: Частная коллекция
Чезаре Саккаджи «Начинается новая жизнь» (Данте и Беатриче в саду), 1903 год
Местонахождение: Частная коллекция

Для эпохи Средневековья, да и многим позднее браки по расчету были делом привычным и само собой разумеющимся. Джемма родила Алигьери дочь и двух сыновей. Имя жены поэт не упоминал в своих произведениях, да и большую часть жизни супруги жили вдали друг от друга.

По дорогам жизни

Данте продолжил традицию своей семьи, занявшись политикой. Он был не равнодушен к событиям, происходящим в любимой родной Флоренции. Его зачастую выдвигали на видные посты в городе. Алигьери участвовал в принятии различных законов, вел некоторые дипломатические миссии, с которыми другой бы не совладал, а в начале 1300-х годов его избрали в коллегию приоров – городское правительство.

В это время шло активное противостояние двух итальянских политических партий с противоположными воззрениями. Это были гвельфы, боровшиеся за власть папского престола и единую Италию, и гибеллины, ратующие за власть императора. В дальнейшем у гвельфов произошел внутренний раскол, а именно эта партия была сильна во Флоренции.

Жизнь Данте Алигьери тесно связана с данными политическими событиями, которые затем сильно повлияют на его судьбу. Гвельфы разделились на белую и черную части. Белое ответвление ратовало за независимость Флоренции как республики, а черное – за папскую власть. Белые гвельфы были правящим большинстве во Флоренции до 1302 года, когда случился военный переворот.

После смены у власти лидирующей партии Алигьери и другие последователи белых гвельфов попали в опалу. Поэта изгнали из родной Флоренции, отняли всё имущество и лишили гражданских прав. Данте даже приговорили к смертной казни заочно. Более мыслитель не вернулся на родную землю, умерев в изгнании.

Доменико де Микелино «Данте на фоне Флоренции, ада, чистилища и небес» Местонахождение: Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция, Италия
Доменико де Микелино «Данте на фоне Флоренции, ада, чистилища и небес»
Местонахождение: Собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция, Италия

В изгнании

Поэт и мыслитель не уехал далеко от родных мест, он не пересекал границу Италии, а странствовал по различным городам разрозненной страны. Он всем сердцем мечтал вернуться во Флоренцию. Алигьери писал свои произведения то в Вероне, то в Болонье, некоторое время прожил в Париже, но это был недолгий отрезок времени.

Писатель ухватился за надежду вернуться в родные места, когда Генрих VII – король Германии отправился походом на Италию. Германский король хотел установить там единую императорскую власть. Генрих VII амнистировал всех опальных флорентинцев, в числе которых был Данте. Он также хотел примирить все противоборствующие стороны в политической борьбе.

К сожалению, мечты Алигьери вернуться во Флоренцию потерпели крах, когда король Генрих умер. Некоторые историки считают, что германского правителя отравили в 1313 году за проводимую им политику. Ожесточенная борьба разных взглядов вновь вспыхнула на родите поэта.

Антонио Котти «Данте в Вероне», 1879 год Местонахождение: Частная коллекция
Антонио Котти «Данте в Вероне», 1879 год
Местонахождение: Частная коллекция

В 1315 году Алигьери окончательно потерял возможность вернуться домой, так как там ему вынесли ещё один смертный приговор. До 1317 года Данте жил при дворе Гвидо Новелло да Полента – правителя Равенны – итальянского города, расположенного недалеко от Адриатического моря.

Находясь в изгнании, поэт продолжает творить. Его произведения полны исследовательских изысканий, просветительских и философских умозаключений. Он писал работы по народному языку, богословию, занимался литературоведческой деятельностью.

«Данте сохранил, и двадцатый век это очень сильно почувствовал в лице своих самых больших поэтов, что если нужна новизна, какая-то настоящая, радикальная новизна, то нужно искать в Данте. Это обращение Элиота к Данте, Клабеля к Данте, Рильке молодого к Данте, нашего Мандельштама к Данте. Все они искали там вот эту вот какую-то особую, другую новизну» – говорит Ольга Седакова – русская писательница, переводчица, этнограф, филолог про творчество Данте Алигьери в своей речи на форуме «Православие и Мир».
Трактат Данте «О народном красноречии», Париж, 1577 год
Трактат Данте «О народном красноречии», Париж, 1577 год

Эти слова говорят о том, что Алигьери оставил очень сильный и живой след в литературе. Его умозаключения актуальны не только для XX века, но и на сегодняшний день. Этот человек создал огромную базу знаний, из которой можно черпать для себя всё новые и новые идеи.

Хочу перечислить некоторые трактаты Алигьери, ведь многие знают его лишь по «Божественной комедии», а он написал немало ценных вещей. Вот названия его трактатов: «Пир» – неоконченный философский трактат, «Монархия» – трактат на латинском языке о политике, «О народном красноречии» – трактат по лингвистике, также не окончен.

Немаловажным будет отметить то, что этот человек написал большинство своих работ на итальянском языке, что способствовало просвещению большего количества людей. Многие другие авторы творили в те времена на латыни. Тем самым Алигьери осуществлял просветительскую миссию для жителей Италии.

Изгнанный из родной Флоренции Данте вернулся туда лишь в 1865 году Мраморная статуя Данте работы скульптора Энрико Пацци / © Ирина Лушагина / fotokto.ru
Изгнанный из родной Флоренции Данте вернулся туда лишь в 1865 году
Мраморная статуя Данте работы скульптора Энрико Пацци / © Ирина Лушагина / fotokto.ru

Самое главное произведение

«Божественная комедия» поначалу называлась просто «Комедия». Дополнил название писатель Джованни Боккаччо, который изучал биографию и творчество Данте Алигьери. Он хотел подчеркнуть, что это одно из лучших мировых произведений в литературе, что оно великолепно во всех смыслах.

Автор создавал свой шедевр в течение пятнадцати лет, закончив перед самой своей смертью. Напечатали «Божественную комедию» впервые в 1472 году, спустя много лет после смерти поэта. Эта поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай», которые, в свою очередь, состоят из 33-х песен.

В «Божественной комедии» отображены все краски литературного итальянского языка. Произведение содержит множество аллегорий, философских размышлений, события поражают реалистичностью и живописностью. Это, без сомнения, то произведение, которое стоит прочесть.

Данте Алигьери «Божественная комедия», начальная страница первого печатного издания 1472 года Местонахождение: Европейская библиотека информации и культуры, Милан, Италия
Данте Алигьери «Божественная комедия», начальная страница первого печатного издания 1472 года
Местонахождение: Европейская библиотека информации и культуры, Милан, Италия

В 1321 году поэт заболел малярией, от которой скончался. Данте Алигьери проводили в последний путь с большим уважением и почестями. Своё последнее пристанище он обрел в базилике Сан-Франческо. Позднее прах великого писателя Средневековья перенесли в Гробницу Данте – специально построенный для поэта мавзолей.

Александр Семенович Филоненко – кандидат философских наук в своей лекции про Данте Алигьери так отзывается о средневековом поэте:

«Кто такой Данте для меня? Для меня он не классик итальянский XIV века, это современник, человек, с которым я сегодня обсуждаю какие-то проблемы своей жизни, очень простые, детальные, не глобальные, любые проблемы, и он мне нужен, как проводник для меня сегодня, вполне живой человек».
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» - Данте и Вергилий на льду озера Коцит, 1861 год
Гюстав Доре. Иллюстрация к «Божественной комедии» – Данте и Вергилий на льду озера Коцит, 1861 год

Данте Алигьери интересно и актуально читать по сей день. Его нельзя назвать средневековым поэтом, он писал настолько умные, пронизанные философской мыслью произведения, что кажется, будто писал это вполне современный, очень образованный и начитанный человек. Думаю, что у людей, интересующихся миром вокруг, на книжной полке обязательно должны стоять произведения Данте Алигьери.

На обложке: Лука Синьорелли «Данте Алигьери», 1499-1502 годы. Местонахождение: Кафедральный собор, Орвието, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий