«Чёрный квадрат» Малевича — самая загадочная картина XX века

Искусство

Самой известной и эпатажной картиной, ярко представляющей русский авангард, по праву признан «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. На первый взгляд, это творение кажется шокирующим – на нём запечатлена простая геометрическая фигура.

Однако известность на весь мир картина приобрела благодаря глубине смысла, заключённого в ней. Интересно, что каждый человек видит в «Чёрном квадрате» свои сюжеты и особенности. Чем же интересно творение Малевича? Почему и как автор создал его? И что оно может открыть нам?

Особенности «Чёрного квадрата»

Несмотря на кажущуюся простоту, «Чёрный квадрат» привлекает внимание своей дерзостью. Конечно, Малевич отошёл от всех прежних принципов написания, создав творение, что стало поворотным пунктом в авангардном направлении русской живописи.

Сам художник отмечал, что супрематизм (одно из течений абстрактной подачи художника), как ему кажется, делится на три квадрата – красный, белый и чёрный. Последний оказался особенно ярким и вызывающим, что и помогло работе приобрести всемирную известность. Отличает «Чёрный квадрат» от прочих подобных картин единый тон, отсутствие мазков и разводов.

Я считаю, что Малевич в своей работе сделал акцент на ситуацию и настроения, что к моменту написания картины уже ярко выражались в искусстве и жизни людей. Творение было создано в июне 1915 года, в период нового подхода к авангардной живописи, во время революций и исторических перемен, что назревали в обществе.

Художник Казимир Малевич
Художник Казимир Малевич

Новый авангард при Малевиче достиг наивысшей точки своего развития, стал своего рода новой изобразительной “религией”. По сути, произошло обнуление прежних принципов живописи, а кубизм перешёл в супрематизм – не менее абстрактный, но более красноречивый.

Простота работы и её ясность, а вместе с тем – глубина, стали причиной возмущения в рядах интеллигенции, что не желала понять замысел Малевича. На мой взгляд, «Чёрный квадрат» можно назвать персональной революцией художника против прежних принципов и канонов живописи. Однажды Казимир Малевич даже назвал себя “президентом пространства”, подчеркнув этим способность видеть мир иначе, передавать его в неких новых, “космических” формах.

Идея создания картины «Чёрный квадрат»

Но что же вдохновило мастера на создание творения? Неужели только революционные настроения того времени подвигли Малевича на начало новой работы? Как писал он сам, “Чёрный квадрат” стал попыткой укрыться от всеобщей угнетённости и мрачных мыслей в жестких рамках квадрата.

Он хотел лишить критиков и публику привычных форм, очертаний и сюжетов. Всё, что им нравилось, исчезало, а суть сводилась лишь к строгой геометрической фигуре – чёрной на белом фоне. Большую лаконичность сложно и представить.

После представления работы публике Малевич был огорчён, что далеко не все сумели понять и оценить его работу. Впрочем, как он сам замечал, ожидание подобной реакции у него было ещё в момент создания картины. На своём полотне он хотел показать, как постепенно исчезают контуры привычного мира. Они становятся размытыми, затем приобретают узость, сжимаясь до чёткого чёрного квадрата. Поразительно, но эта фигура напоминает бесконечный провал, пустыню, ощущение потерянности, что пронизывает всё. И подобное настроение было очень близко к атмосфере того времени.

«Черный квадрат» Малевича
«Черный квадрат» Малевича, 1915 год

Малевич желал отразить, насколько близок он к миру “пустоты”, где нет образов или сюжетов, где правит лишь одна сила – чувства (а их ведь нельзя выразить красками и формами). Художник был далёк от реального мира, и «Чёрный квадрат» ярко демонстрирует это.

Абсолютное ощущение пространства – важная черта супрематических творений, и работа Малевича – икона данного направления. Классическое сочетание цветов (белый и чёрный) создают впечатление противостояния за счёт насыщенности и толстого слоя красок. Белый фон придаёт лёгкости, символизирует чистоту и искренность, а непосредственно центральная чёрная фигура максимально притягивает взгляд к себе.

Смысл и глубина творения Малевича

Как и любой художник-супрематист, Малевич в своей работе взывает людей увидеть, что основой искусства является чувство – и ничего более. Эмоции, что загораются в человеке, играют гораздо более важную роль, чем определённые образы или даже сама личность. «Чёрный квадрат» – картина, что способна не только отразить эмоции мастера, но и вызвать их в публике.

Простота «Чёрного квадрата» – это лишь первое впечатление. На самом деле картина наполнена глубоким напряжением, что ощущает каждый человек, рассматривающий изображение. Интересно, что сам рисунок можно воспринимать в двух вариантах – или как чёрный квадрат на белом фоне, или как чёрную затягивающую дыру, обрамлённую белой каймой.

Несмотря на статичность изображения, в нём присутствуют и динамические черты, некий элемент сдерживаемого движения. Стоя на пороге нового времени и нового развития искусства, Малевич не собирался изображать какой-либо конкретный образ. Нет – художник стремился выразить нечто большее, что ему, несомненно, удалось.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.
Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10». 1915 г.

О «Чёрном квадрате» не перестают говорить, а искусствоведы продолжают жаркие споры. Кто-то считает картину излишне простой и поверхностной, кто-то причисляет её к шедеврам. Я не стану присоединяться ни к одной из сторон, но, согласитесь, некий элемент притягательности в творении Малевича есть. Быть может, именно потом, что художник заключил чувства в строгую форму, а чувства всегда останутся неотъемлемой частью жизни любого человека.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий