«Бурлаки на Волге» – суровая реальность в творении Репина

Искусство

В 1869 году художник Илья Репин побывал на Неве, где впервые увидел бурлаков. Будучи студентом Академии художеств, он был потрясён видом грязных оборванных людей. Нарядная публика, собравшаяся у берега, наблюдала, как бурлаки тянут суда с помощью бечёвы. Резкий контраст между довольными жизнью богатыми людьми и измученными работниками поразил Репина. 

И если прежде молодой живописец изображал библейские сюжеты, то теперь он решил отойти от привычной линии в своих картинах. Именно так родилось полотно «Бурлаки на Волге», ставшее одним из самых знаменитых творений художника. Чем же интересна эта картина? Какие особенности она открывает? И где в ней правда, где – вымысел?

История написания

Как я уже отметила, замысел написания «Бурлаков на Волге» возник у Ильи Репина ещё в 1869 году. Тогда он завершал конкурсную работу «Иов и его друзья». Вместе с другом Константином Савицким живописец поехал на Неву, где впервые увидел тяжёлый труд бурлаков.

На мой взгляд, не только сами люди, но яркие контрасты вызвали в Репине чувства, которые не покидали его долгое время. Толпящаяся на берегу жизнерадостная публика и яркая природа так дисгармонировали с усталыми, грязными работягами, облачёнными в лохмотья. На первых эскизах картины художник изобразил и дачников, резко контрастировавших с бурлаками.

Однако первый вариант «Бурлаков» оказался неудачным. Увидев эскиз, коллега Репина Фёдор Васильев жёстко раскритиковал творение. Он отметил, что здесь слишком много «рассудочности» и, вероятно, был прав. В качестве «работы над ошибками» он предложил Репину отправиться на Волгу, чтобы детально увидеть обстановку, в которой работают бурлаки. Поскольку живописец был стеснён в средствах, Васильев и его друг Крамской помогли собрать коллеге нужную сумму.

Илья Ефимович Репин «Автопортрет», 1878 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Илья Ефимович Репин «Автопортрет», 1878 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Рождение картины

В мае 1870 года начинается знаковое путешествие Репина на Волгу. Вскоре художник создал эскиз в карандаше, который сохранился до наших дней. В дальнейшем появилась первоначальная версия картины (она, к слову, получила награды), а полностью работа была завершена к 1873 году. 

Сам Репин рассказывал, что был крайне возмущён тем, что людей впрягали, словно скот, чтобы тащить суда. В то же время он отмечал, что старался не слишком глубоко вникать в особенности быта бурлаков:

“Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам”.

И в этом признании нет ничего плохого. Напротив, Репин, как истинный мастер кисти, стремился узнать не столько логически, сколько визуально этих людей. Он рассказывал, что старался приглядываться к каждой детали, к каждой особенности любого из бурлаков. Он хотел показать не просто тружеников, а человеческую уникальность.

Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1870 - 1873 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Илья Репин «Бурлаки на Волге», 1870 – 1873 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Оценка творения

Примечательно, что к картине отнеслись по-разному. Широкая публика была поражена её сюжетом, восхищена подачей. Далеко не все коллеги разделяли этот восторг, однако большинство их признавали, что «Бурлаки на Волге» – творение, действительно не похожее на прежние работы Репина. Великий князь Владимир Александрович приобрёл полотно за 3000 рублей, после чего «Бурлаки на Волге» оказались в бильярдной комнате Владимирского двора. Илья Репин писал:

“Надо правдy сказать, что великомy князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригy попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишкy — yмнее всех своих старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными yшами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины”.

В пору написания «Бурлаков на Волге» парусные корабли уже заменялись пароходами, а потому необходимость в бурлацком труде исчезала. От российского министра Репин получил укоризненное сообщение. Тот негодовал, что живописец изобразил представителей профессии, которая уже стала вымирающей и должна была вот-вот исчезнуть.

Великий князь Владимир Александрович - первый владелец картины «Бурлаки на Волге»
Великий князь Владимир Александрович – первый владелец картины «Бурлаки на Волге»

Но, согласитесь, здесь дело не в особенностях того времени, а в историческом аспекте, реалиях, которые раскрыл перед нами живописец. Кстати, интересным фрагментом полотна стал буксир, изображённый в отдалении. Так Репин словно «намекает», что изображает те времена, когда прогресс ещё не коснулся отдельных уголков России.

Особенные «Бурлаки на Волге»

Но давайте внимательнее рассмотрим «Бурлаков на Волге» и постараемся понять, где Репин использовал элементы приукрашивания или же по-своему отражал реальность. Итак, сначала стоит обратить внимание под ноги бурлаков. Путь, по которому шли рабочие, назывался бечевником. 

На картине он имеет практически идеальный вид, напоминая тропку вдоль кромки реки. На самом же деле бечевник нередко представлял собой чередование камней, поваленных деревьев и топких мест. Как вы понимаете, для облегчения труда бурлаков берег не освобождали, а бечевник не делали более чистым и ровным.

Впереди всех рабочих мы можем видеть «шишку» – именно так называли главного бурлака, который задавал темп ходьбе, следил за продвижением колонны, умел обходить опасные и топкие места. У Репина в качестве «шишки» запечатлён поп-расстрига Канин (имена некоторых персонажей сохранились в набросках). От предводителя требовались не только сила и ловкость, но и знание песен, которые помогали во время тяжелейшей бурлацкой работы.

На этом фрагменте картины изображены «шишка» и слева и справа от него - «подшишельные»
На этом фрагменте картины изображены «шишка» и слева и справа от него – «подшишельные»

«Шишка» задавал темп, все бурлаки делали шаг с правой ноги, подтягивая левую. Движение было синхронным, но если кто-то сбивался, глава колонны крича: «Сено-солома!», после чего все налаживали ход. На картине Репина «шишка» привлекает к себе внимание особенным выражением лица. В его глазах – бесконечная усталость, обречённость. Однако чувствуется, что этот человек умный и сильный – он готов принимать свою жизнь и участь.

Рядом с «шишкой» находились «подшишельные» – его основные помощники. По правую руку от главы колонны мы можем видеть человека с косматыми волосами. Он обернулся к предводителю, словно поддерживая его. Слева от «шишки» изображён моряк Илька. В артели, изображённой Репиным, он был старостой, выдававшим рабочим жалованье (всего 30 копеек в день). 

За спинами «подшишельных» находились люди, которых требовалось особенно строго контролировать. Человек с трубкой принадлежит к ним. Его называли «кабальным». Он успевал промотать жалованье всего рейса за несколько дней. В дальнейшем такой работник находился в долгу перед артелью, а потому его товарищи следили, чтобы должник не сбежал и не отлынивал от работы. Кстати, среди бурлаков можно заметить и совсем юного светловолосого паренька. Обычно самый молодой из рабочих служил кашеваром и следил за чистотой. У Репина среди бурлаков изображён кашевар Ларька. Видно, что это крепкий юноша со своенравным характером.

На этих фрагментах - кабальный (с трубкой), за которым следовало присматривать, и кашевар Ларька, которому пока нелегко поладить с бечёвой
На этих фрагментах – кабальный (с трубкой), за которым следовало присматривать, и кашевар Ларька, которому пока нелегко поладить с бечёвой

Если присмотреться к артели, запечатлённой на полотне, можно увидеть, что среди бурлаков попадались и те, кто желал отлынивать от работы. К примеру, человек с кисетом. Только взгляните, насколько яркий контраст можно заметить между ним и напряжёнными «подшишельными». Он явно не слишком старается, а потому и фигура его не выглядит напряжённой. 

В конце колонны шли ответственные бурлаки, которые контролировали нерадивых работников. А вот само шествие замыкал косной. У Репина он кажется безвольным человеком, опустившим голову. В косные выбирали старого или больного бурлака, который, однако, имел хорошее зрение и принадлежал к опытным и ответственным рабочим. Косной контролировал положение бечёвы, следил, чтобы она нигде не запуталась. Он мог идти в собственном ритме, поскольку завершал движение артели. 

Интересной деталью является и флаг, изображённый в «Бурлаках на Волге». Легко понять, что его неправильно подняли, перевернув вверх ногами. Впрочем, так Репин тоже отразил действительность – далеко не всегда народ серьёзно относился к столь незначительным моментам.

Скульптурная композиция Николая Куклева «Бурлаки на Волге», расположенная на набережной Самары - почти точная копия картины Ильи Ефимовича Репина / turisticum.ru
Скульптурная композиция Николая Куклева «Бурлаки на Волге», расположенная на набережной Самары – почти точная копия картины Ильи Ефимовича Репина / turisticum.ru

«Бурлаки на Волге» Ильи Репина получили высокую оценку современников и последующих поколений. Завершить свой рассказ о картине я хочу словами Фёдора Достоевского, ставшего одним из почитателей этого творения: 

“Бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: “Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!”… А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины”.

На обложке: Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» на выставке в Париже в октябре 2021 года / © Сергей Пятаков РИА Новости

МУСАГЕТ
Добавить комментарий