«Бесприданница» — первоначальный замысел и реальная история

Искусство

Александр Островский – единственный классик русской литературы, который занимался только написанием пьес. Причем писал он их не столько для читателя, сколько для театрального зрителя.

«Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью. Над ней Островский работал четыре года и многое менял в сюжете по ходу написания.

Первоначальный замысел

«Бесприданница» стала сороковым произведением Островского. Он начал работу над ней в конце 1874 года, а закончил через четыре года в 1878. О том, как тщательно и кропотливо он работал над пьесой, Островский пишет своим друзьям. Сохранились также черновики автора с большим количеством правок в сюжете и структуре произведения.

Сначала пьеса состояла из трех актов, а главным героем был мелкий чиновник Карандышев. Собственно, типичный островский персонаж. Автор был мастером реализма в русской драматургии, отражал в своих произведениях жизнь народа. Поэтому главные герои автора – это ремесленники, купцы, мелкие чиновники, молодые девицы и т.д.

Иллюстрация к пьесе Островского «Бесприданница» / © Екатерина Комракова / illustrators.ru
Иллюстрация к пьесе Островского «Бесприданница» / © Екатерина Комракова / illustrators.ru

Согласно первоначальному замыслу, который можно проследить по черновикам писателя, основной темой пьесы должна была стать судьба «маленького человека» в жестоком мире больших денег. Неплохой, но бедный чиновник Юрий Капитоныч Карандышев вынужден терпеть вечные насмешки и унижения от «хозяев жизни» Паратова, Вожеватова и Кнурова.

Он не имеет права быть им ровней не в силу умственных способностей и духовных качеств (по последним он даже превосходит своих соперников), а в силу материальной бедности. Сюжет, кстати, достаточно новаторский для того времени. По воспоминаниям современников, такой замысел автора нередко подвергался критике.

Мария Савина была первой исполнительницей роли Ларисы на сцене в Петербурге, 1870-е / Фотограф Карл Иванович Бергамаско / Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мария Савина была первой исполнительницей роли Ларисы на сцене в Петербурге, 1870-е / Фотограф Карл Иванович Бергамаско
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург

Однако в процессе работы Островский смещает акценты и главным героем пьесы выводит Ларису Огудалову. Карандышев остается «маленьким человеком», но автор добавляет персонажу негативных качеств. Теперь он не просто социально бессильный герой, но бесчувственный и загордившийся человек.

Он уже беден не столько материально, сколько духовно. Карандышев стремиться показать себя лучше, чем он есть. Брак с Ларисой для него – способ хвастовства перед окружающими. Его не уважают герой пьесы и презирает сам автор.

Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой
Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой

Реальная история в основе сюжета

Идею пьесы автору подсказала сама жизнь. Островский в тот период работал уездным судьей и разбирал дело мужчины, мелкого чиновника Ивана Коновалова, который убил свою молодую жену. Считается, что трагический случай и лег в основу «Бесприданницы».

Неизвестно, есть ли прототипы у героев пьесы. Скорее всего, это собирательные образы, «герои своего времени». Островский всегда писал, что называется, на злобу дня. Предприимчивые купцы, бессильный мелкий чиновник, которому постоянно указывают на его место, мать, выставляющая дочь перед женихами словно на торгах, и сама героиня – молодая девушка, которая хочет и обеспеченной жизни, и большой любви. Персонажи существуют в ярко и достоверно изображенной автором обстановке мещанского быта со своими житейскими проблемами.

Плакат кино-картины «Бесприданница»
Плакат кино-картины «Бесприданница»

Однако и на этой «бытовой» теме Островский не остановился. «Бесприданница» стала пьесой о любви. И не только о любви между мужчиной и женщиной. В пьесе любовь – многозначное и символическое понятие. Это сострадание, сочувствие, жалость, и даже любовь-товар. Всепрощающая любовь Ларисы в последней сцене возвысила героиню над ухажерами.

Островский разделил пьесу на классические четыре акта: завязка, развитие, кульминация, развязка. Такая композиция лучше всего раскрывала сюжет и способствовала нарастанию душевного напряжения зрителей от акта к акту.

Василий Перов «Портрет Александра Островского», 1871 год / Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Василий Перов «Портрет Александра Островского», 1871 год
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Однако пьесу это не спасло. Интересно, что именно из-за темы любви «Бесприданница» провалилась в первых постановках. Зрители не поняли высоко замысла Островского и восприняли пьесу как историю «пошлого обольщения глупой девицы».

При жизни автора пьеса была поставлена на театральной сцене более пятидесяти раз. Но ни один театр так и не смог раскрыть основной конфликт произведения. Должное признание пришло к «Бесприданнице» лишь после смерти драматурга благодаря усилиям великолепной Веры Комиссаржевской, исполнившей роль Ларисы так, как задумывал автор. «Бесприданница» вернулась на театральную сцену, пользовалась большим успехом у читателей, а после засияла и в кинематографе.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий