Белокурая красавица и потрясённые гости – что рассказывает нам «Пир Клеопатры»?

Искусство

Многие из нас в своём воображении имеют вполне сформированный образ древнеегипетской царицы Клеопатры (спасибо кинематографу), однако у Якоба Йорданса есть удивительная картина, на которой мы видим эту женщину в совершенно новой ипостаси. «Пир Клеопатры» – так называется произведение фламандского мастера, который решил по-своему изобразить легендарную правительницу.

В этом её образе нет подведенных по-египетски глаз или тёмных локонов. Напротив, Клеопатра изображена нежной красавицей с золотистыми локонами и вполне европейской внешностью. И хотя историки утверждают, что царица походила на жительниц не Египта, но Эллады, греческого в этой Клеопатре тоже немного. Именно эта необычная подача, а ещё – сюжет, который раскрыл Йорданс – привлекают внимание в его картине. Что же известно об этом творении? И о каком эпизоде жизни нам «рассказал» художник?

История картины

Одну из своих самых известных картин, «Пир Клеопатры», фламандский живописец Якоб Йорданс написал в 1653 году. Кстати, если присмотреться к произведению, то вверху можно заметить едва различимую подпись мастера и указание даты создания. Искусствоведы предполагают, что уже изначально Йорданс планировал создать не одну, а две картины, посвящённые египетской правительнице, прославленной в легендах.

Так и появились «Пир Клеопатры», а также «Смерть Клеопатры», написанные в один год. О том, что произошло с картинами далее, неизвестно. Вероятно, Йорданс весьма успешно сумел продать их. Как бы то ни было, но в итоге оба произведения оказались в коллекции некоего Джакомо Каренна, который упомянул о картинах в своём завещании. «Покочевав» по нескольким коллекциям и музеям, «Пир Клеопатры» оказался в Эрмитаже, где его можно увидеть и сегодня.

Якоб Йорданс «Автопортрет», около 1650 года Местонахождение: Баварские государственные коллекции живописи, Центральный сборный пункт, Мюнхен, Германия
Якоб Йорданс «Автопортрет», около 1650 года Местонахождение: Баварские государственные коллекции живописи, Центральный сборный пункт, Мюнхен, Германия

Особенности «Пира Клеопатры»

Надо признать, что «Пир Клеопатры» действительно стал одним из самых запоминающихся и интересных произведений Йорданса. Честно признаться, я заметила интересную особенность этой картины: чем больше её рассматриваешь, тем больше замечаешь особенных «намёков» или символов, которые использовал автор. Говорят, что многие шедевры отличаются этим и, надо признать, «Пир Клеопатры» – творение и правда впечатляющее. Искусствовед Н.И.Грицай отмечает:

«Эта картина отражает … одну из важнейших тенденций его позднего творчества — склонность к усложнению смыслового содержания…, выразившуюся в насыщении их разнообразными символическими и аллегорическими элементами».
Якоб Йорданс «Пир Клеопатры», 1653 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Якоб Йорданс «Пир Клеопатры», 1653 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Образ Клеопатры

Чтобы лучше понять замысел живописца, давайте внимательно взглянем на его творение. Фламандский мастер решил изобразить не просто банальную сцену из жизни Клеопатры, а интересный эпизод, упоминание о котором встречается в трудах Плиния Старшего. В своей «Естественной истории» античный автор рассказывает, что однажды Клеопатра затеяла спор со своим возлюбленным.

Марк Антоний заявил, что один человек не в состоянии за обедом съесть угощений на десять миллионов сестерциев. Царица же заявила, что она легко сделает это. Разумеется, римлянин не соглашался. Уж не знаю, на что поспорили Клеопатра и Марк Антоний, однако тут же, за обедом, правительница продемонстрировала гостям маленький «фокус».

Она попросила слуг, чтобы те подали ей кубок с уксусом, затем взяла огромную жемчужину (её стоимость как раз и составляла десять миллионов сестерциев), растворила её в кубке и выпила его содержимое. Луций Планк, который выступал судьёй в этом странном споре заявил: «Клеопатра победила!». Именно этот эпизод мы и видим на картине Йорданса. Но как же виртуозно он написан!

В самом центре композиции изображена сама Клеопатра. Кстати, в качестве натурщицы для этого образа выступала дочь художника Элизабет. И хотя Клеопатра здесь совсем нетипичная, это весьма оригинальный подход к её изображению. Посмотрите на её лицо и выражение глаз. Как раз в этот момент она опускает жемчужину, снятую с одной из серёжек, в кубок.

Она прекрасно знает, что последует за этим. Клеопатра даже не смотрит на жемчуг, однако её взгляд направлен на Антония. Она прекрасно понимает, что победит в этом споре. Более того, мне кажется, что пройдёт мгновение и, выпив растворённый жемчуг, Клеопатра звонко рассмеётся.

Клеопатра на этой картине совсем нетипична, живописец выбрал оригинальный подход к её изображению
Клеопатра на этой картине совсем нетипична, живописец выбрал оригинальный подход к её изображению

Другие персонажи

Рядом с ней в римском облачении находится возлюбленный и соперник по спору. Что интересно, Антоний смотрит на неё с долей снисхождения. Он явно очарован царицей, однако её расточительность и экстравагантность вызывают лёгкую насмешку. В то же время Антоний явно удивлён поведением правительницы Египта. «Неужели она и правда сделает это?» – можно прочесть в его глазах.

Пожилой мужчина, стоящий рядом с Антонием – его спутник Энобард. У него совсем иное выражение лица. Он опустил глаза и явно сожалеет о столь бессмысленных тратах казны. Только посудите – на эту сумму можно было бы прокормить целую армию, а царица пускает на ветер своё богатство. Он явно осуждает Клеопатру – пусть и неявно.

Очень забавным кажется выражение лица чернокожего слуги. Взгляните: он прямо-таки оцепенел от поступка Клеопатры. Но самый интересный персонаж картины – шут. Примечательно, что изначально Йорданс не планировал добавлять его, но затем решил, что с ним образы будут ещё более красноречивыми.

Шут откровенно смеётся над царицей (не секрет, что шутам было позволено безнаказанно высмеивать правителей). В этом образе Йорданс выразил своё мнение о поступке древнеегипетской царицы. Гордыня и расточительность никогда не станут качествами, вызывающими восхищение.

Антоний явно очарован царицей, однако её расточительность и экстравагантность вызывают лёгкую насмешку
Антоний явно очарован царицей, однако её расточительность и экстравагантность вызывают лёгкую насмешку

«Пир Клеопатры» – картина, наполненная символами. Здесь «говорят» даже незначительные предметы и образы. Так, например, попугай олицетворяет чувственные желания, а уснувшая на коленях царицы собака говорит о невоздержанности самой Клеопатры. Царица предстаёт перед нами очаровательной, но всё-таки не слишком умной женщиной, способной тратить огромные суммы из казны ради дешёвых «представлений».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий