Аварии, споры и спасительная змея – как создавался памятник Петру Первому «Медный всадник»?

Искусство

Петра Первого по праву называют одним из величайших российских правителей. Сегодня в разных городах России есть немало монументов, посвящённых первому императору Российской империи и знаменитому реформатору. Однако самым известным памятником остаётся «Медный всадник», украшающий Сенатскую площадь Санкт-Петербурга.

Это один из самых величественных  и эффектных образов Петра, запечатлённых скульпторами. Однако «Медный всадник» интересен не только своим обликом. Его история открывает тайны прошлого и немало любопытных событий, связанных с отливкой монумента. Чья же была инициатива поставить памятник Петру Великому? И с какими сложностями был связан процесс создания этого шедевра?

Замысел

Инициатором создания памятника, посвящённого великому предшественнику, выступила императрица Екатерина Вторая. Именно она обратилась к князю А.Голицыну, попросив его отправить письма Дидро и Вольтеру. Кстати, стоит отметить, что с Вольтером на протяжении многих лет государыня поддерживала переписку. Как оказалось, послания не напрасно составлялись князем.

Очень скоро пришёл ответ, в котором Вольтер рекомендовал задействовать Этьена-Мориса Фальконе, известного скульптора, отличавшегося превосходным вкусом и создавшим несколько безупречных работ. Ещё одним аргументом в пользу Фальконе была скромная плата, которую мастер требовал за свои работы. Впрочем, в случае с «Медным всадником» скульптор понимал, что это – прекрасный шанс уйти от создания декоративных элементов и стать автором поистине  великого монумента. В качестве оплаты он попросил 200 ливров, что было не слишком высокой ценой за столь масштабную работу.

Однако сам образ памятника появился далеко не сразу. Какие только идеи не высказывались подданными императрицы! Одни её соратники считали, что Пётр Первый должен быть изображён в классическом варианте. Другие предлагали превратить монумент в часть фонтана. Третьи и вовсе заявляли, что Пётр должен воплощать наилучшие качества человека (которые, разумеется, будут аллегорически изображены), а под ногами у него должны остаться растоптанные грехи. Всё это интересовало Екатерину, однако казалось или чересчур простым, или слишком вычурным. В итоге императрица остановилась на собственном видении образа российского императора – верхом на коне, как истинный триумфатор и победитель.

Знаменитый Медный всадник - одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга / architectureguru.ru
Знаменитый Медный всадник – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга / architectureguru.ru

Долгая работа

Для проведения работ мастера получили Зимний дворец, где и разместился Фальконе. Именно там создавались первые эскизы памятника. К слову, для образа жеребца, поднявшегося на дыбы, использовали настоящих лошадей – Каприза и Бриллианта. Опытные офицеры старались как можно дольше удержать их в таком положении в то время, как художники делали зарисовки.

Но далеко не всё удалось сделать Фальконе. И хотя он справился с большей частью работы, не обошлось и без помощников. Так, например, голова, вылепленная мастером, не понравилась Екатерине. Тогда Фальконе обратился к своей ассистентке Мари-Анн Колло, которая прибыла вместе со скульптором в Россию. Именно «портрет» Петра в её исполнении полностью соответствовал замыслу императрицы. А вот змею, лежащую под ногами коня, на котором восседает царь, создал русский скульптор Фёдор Гордеев.

Примечательно, что змея оказалась для мастеров некой «палочкой-выручалочкой». Рассматривая эскиз памятника, Фальконе понимал, что конструкция имеет слишком мало точек опоры. А вот идея с добавлением змеи, которую топчет ногами конь, оказалась как нельзя кстати. Благодаря «гаду ползучему» удалось равномерно разместить вес скульптуры.

Алексей Киприянович Мельников «Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», середина XIX века Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Алексей Киприянович Мельников «Открытие памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», середина XIX века
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Отливка и постамент

Сложности были связаны и с отливкой памятника. И хотя его называют «Медным всадником» (по аналогии с поэмой Пушкина), изготовлен он был из бронзы. Однако ранее монументы столь крупного размера никогда не отливались. Когда же из строя вышла одна из трубок, памятник вовсе едва не был уничтожен. Благодаря усилиям рабочего Емельяна Хайлова пожар был ликвидирован. Сам Хайлов оказался спасителем бронзового Петра, хотя и творение, и рабочий значительно пострадали. Чтобы отлить новую модель и исправить все недочёты, понадобилось три года.

Интересная история была связана и с постаментом, на котором возвышается «Медный всадник». Согласно замыслу, постамент следовало вытесать в форме волны, однако найти 11-метровый огромный природный камень было не так просто. И тогда к жителям Петербурга власти обратились через газеты, попросив сообщить местонахождение такого валуна. Ответ пришёл скоро. Скала необходимой высоты была обнаружена неподалёку от деревни Лахта. Обломок, взятый для постамента, получил название Гром-камня.

Специально для перевозки огромного валуна была построена баржа, на которой Гром-камень доставили на Сенатскую площадь. Масштаб мероприятия был настолько велик, что за событиями в Петербурге следила вся Европа. А вот отношения Фальконе и императрицы ухудшались с каждым днём. В итоге мастер, так и не завершив работу, покинул Россию. Установкой постамента и бронзового царя руководил Фёдор Гордеев.

Гравюра И.Ф. Шлея по рисунку Ю.М. Фельтена «Транспортировка Гром-камня». 1770 год
Гравюра И.Ф. Шлея по рисунку Ю.М. Фельтена «Транспортировка Гром-камня». 1770 год

7 августа 1782 года весь Петербург собрался на Сенатской площади. В этот день состоялось открытие памятника, ставшего настоящим шедевром. Величественное изваяние в полной мере продемонстрировало могущество времён – и тех, что уже ушли в прошлое (правление Петра), и тех, что только начинали набирать силу (правление Екатерины). На лицевой стороне памятника значилось «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» на . Именно таким мог быть памятник, созданный одним великим правителем в честь его не менее великого предшественника.

На обложке: Медный всадник / turizmplus.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий