«Аристотель, созерцающий бюст Гомера» – почему портрет кисти Рембрандта называют «магическим»?

Искусство

Посетители Метрополитен-музея в Нью-Йорке отмечают, что среди огромного числа произведений искусства, представленных в музейных экспозициях, особенное внимание привлекает одна картина. Это – «Аристотель, созерцающий бюст Гомера», полотно кисти Рембрандта ван Рейна. 

Стоит признать, что это творение Рембрандта является самым крупным портретом в голландской живописи XVII века. Только представьте: её ширина превышает 136 сантиметров, а длина превосходит показатель в 143 сантиметра. Впрочем, дело здесь, конечно, не столько в габаритах произведения, сколько в его сюжете и авторской подаче. Одна моя знакомая после посещения Нью-Йоркского музея сказала, что впечатление от полотна прямо-таки «магическое». И хотя ей нравятся другие полотна Рембрандта, эта работа стоит на особом месте. Что же голландский мастер изобразил на своём полотне? И почему оно производит такое впечатление на зрителей?

Переломный период

Голландский мастер Рембрандт ван Рейн, казалось, едва ли не с рождения был призван создавать прекрасные произведения искусства. Творческий путь художника оказался непростым, а к 1653 году (как раз тогда он завершил работу над «Аристотелем…») он и вовсе пережил личные потери и банкротство. 

Живописец, привыкший жить на широкую ногу, с трудом сводил концы с концами, и нужда постоянно угнетала его. Неслучайно этот период в творчестве Рембрандта считают «переходным» – он отказывается от старых сюжетов, порой слишком легкомысленных, и обращает свой взор на новые темы, где нередко затрагивает истории далёкого прошлого или же философские сюжеты.

В то же время, несмотря на невзгоды, Рембрандт сохранил ясность и живость подачи в своих произведениях. Более того, в ту пору у него уже сформировался собственный стиль, который и сегодня позволяет отличить рембрандтовские картины от многих других. От жанровых картин с обилием персонажей Рембрандт перешёл к монументальным крупнофигурным творениям, причём нередко большое полотно занимала не сцена из жизни, а портрет одного человека. Это мы и видим в «Аристотеле, созерцающем бюст Гомера».

Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет», 1659 год Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет», 1659 год
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Особенная картина

Когда сицилийский аристократ Антонио Руффо оказался в Риме и увидел офорты Рембрандта, он твёрдо решил – у него тоже должна быть картина этого мастера. Вскоре, в 1652 году, Рембрандт уже получил заказ от Руффо. 

Через своего агента заказчик отправил живописцу целых 500 флоринов. Для сравнения – эта сумма более, чем в 8 раз превышала среднюю стоимость картины в Италии. Уже один этот факт указывает на то, что при жизни Рембрандт был высоко оценён как живописец, а его известность выходила далеко за пределы Голландии.

Дорогая вещь

Работа над полотном была завершена в 1653 году. Как и просил Руффо, Рембрандт изобразил знаменитого философа Аристотеля, однако для придания необычности сюжету добавил в композицию бюст древнегреческого поэта Гомера. Когда Руффо получил свой заказ, он был в восторге – произведение Рембрандта превзошло все его ожидания. Кстати, в дальнейшем аристократ заказал художнику ещё два произведения – одно с изображением Александра Македонского, а второе – с образом Гомера.

Картина «Аристотель, созерцающий бюст Гомера» оставалась во владениях семейства Руффо до конца XVIII столетия. А вот в 1810 году картина была выставлена на аукционе «Кристис», где его приобрели английский граф Браунлоу, имение которого она украшала достаточно долгое время. После этого полотно было приобретено Метрополитен-музеем. Как думаете, сколько оно стоило? Оказывается, за «Аристотеля…» Рембрандта музей отдал 2,3 миллиона долларов, превратив это произведение искусства в самую дорогую картину того времени.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Аристотель, созерцающий бюст Гомера», 1653 год Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США
Рембрандт Харменс ван Рейн «Аристотель, созерцающий бюст Гомера», 1653 год
Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США

Взгляд Рембрандта

Но что же удивительного в этом произведении? Как мне кажется, простота композиции и, в то же время, сложные приёмы, которые являются «визитной карточкой» Рембрандта. Мы видим здесь тёмный фон – это занавес и большая стопка книг в углу. Перед нами стоит Аристотель. 

Его наряд выглядит богато и колоритно, но особенное внимание привлекает медальон на золотой цепи. Перед философом – бюст легендарного античного поэта Гомера. Кстати, специально для картины Рембрандт создал такой бюст, и он долгое время находился в его мастерской. 

Эта скульптура была подражанием древнегреческим портретам. Не секрет, что до наших времён не сохранилось статуй Гомера, а потому Рембрандт таким образом решил пофантазировать и придать великому поэту черты, которые были в его воображении. Весьма интересный взгляд относительно мастерства в подаче света и тени, а также приёмов живописца можно встретить в историческом романе «Вообрази себе картину» Джозефа Хеллера:

«С точки зрения Аристотеля сам Рембрандт не был человеком ни особенно интересным, ни сколько-нибудь приятным, однако Аристотель раз за разом дивился тому, что он творит со светом и тенью, и его совершенно непостижимому алхимическому колдовству по части золота».
Специально для картины Рембрандт создал бюст Гомера
Специально для картины Рембрандт создал бюст Гомера

Стоит признать, что «Аристотель, созерцающий бюст Гомера» – картина, которая буквально «примагничивает» наш взгляд. Но почему? Вероятно, всё дело в образах и подаче автора. Неслучайно тот же Джозеф Хеллер, пусть и в ироничном стиле, но признавал, что в этом произведении мы наблюдаем триумф Аристотеля над персонажами прочих картин других мастеров. Озарённое светом лицо, словно бы сияющий бюст Гомера, глубина взгляда – кажется, что здесь всё предельно ясно, но где-то всё равно скрывается загадка. Эту тайну Рембрандт не спешит открывать нам.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий