От икон до демонов – жизнь и творчество Михаила Врубеля

Искусство

Михаил Александрович Врубель был художником очень разносторонним. Он пробовал себя в самых разнообразных жанрах живописи. Врубеля принято считать художником – модернистом, что небезосновательно. Этот живописец не только стал передовым мастером своего времени, но и опередил его.

Ирина Шуманова – куратор выставки Врубеля в «Новой Третьяковке» начинает свою экскурсию по залам с картинами художника следующими словами: «Михаил Врубель – самый значительный, самый крупный художник рубежа XIX – начала XX веков».

В творчестве живописца встречается много мистических сцен. Особенно часто на его картинах можно увидеть демонов в разных интерпретациях. Самым известным демоном в творчестве Врубеля считается «Демон сидящий», которого ещё называют «Демон на камне».

Михаил Александрович написал целую демоническую трилогию, состоящую из трёх больших полотен более двух метров в длину. Помимо «Демона сидящего» в неё входят «Демон летящий» и «Демон поверженный».

Что же способствовало тому, что творец так углубился в мистическую тематику? В жизни Михаила Врубеля было много трагических событий. Трагичны были и последние годы жизни художника, но для начала расскажу вам о начале его жизненного пути и первых шагах в искусстве.

Михаил Александрович Врубель, около 1900 года
Михаил Александрович Врубель, около 1900 года

Начало истории

В начале весны 1856 года в городе Омске появился на свет ещё один талантливый человек. 5 марта мальчик, которого родители назвали Мишей, впервые увидел этот мир. Он был четвертым ребенком в семье отставного генерал-лейтенанта.

Военный юрист Александр Михайлович Врубель, который вновь стал отцом, был женат на Анне Григорьевне Басаргиной, которая и стала матерью будущего гениального живописца. Она была родственницей Николая Васильевича Басаргина, участвовавшего в восстании декабристов.

К сожалению, после рождения Михаила долго Анна Григорьевна не прожила. Спустя два года после её кончины, Александр Михайлович женился повторно. Избранницей его стала Елизавета Христиановна Вессель. Она занималась музыкой – играла на пианино, была отзывчивой и доброй женщиной.

Михаилу повезло, его мачеха отнеслась к детям Александра Михайловича от первого брака очень благодушно, окружила их заботой и участием. Именно благодаря Елизавете Христиановне молодой Михаил Врубель впитал в себя любовь к творчеству и разного рода искусствам.

Семья Врубелей, 1863 год
Семья Врубелей, 1863 год

Первые шаги в творчестве

Знаковым стал переезд семьи Михаила Врубеля в Саратов в 1865 году. Так как отец был военным, ему часто приходилось переезжать с места на место, куда звала служба военным юристом. Однажды в саратовскую галерею привезли на выставку копию с фрески «Страшный суд» великого мастера прошлого Микеланджело.

Семье Врубелей не чуждо было искусство и, естественно, они посетили эту выставку. «Страшный суд» произвел на юного Михаила неизгладимое впечатление. Врубель младший решил перерисовать фреску итальянского гения. Его работа поразила всех: мальчик очень точно и детально воспроизвел работу Микеланджело.

Несомненно, отец заметил талант сына, но  о художественной школе даже речи не шло. Александр Михайлович, как это часто бывает, хотел, чтобы сын продолжил его дело. Так что судьба юного Врубеля в какой-то мере уже была предопределена его отцом.

Михаил Врубель с сестрой Анной в годы учёбы в гимназии
Михаил Врубель с сестрой Анной в годы учёбы в гимназии

С отцом Михаил спорить не стал и отправился в северную столицу учиться юриспруденции. В 1874 году юноша поступил на юротделение Санкт-Петербургского университета. Сам он, конечно, был далеко не рад такому ходу событий, так как видел своё призвание в абсолютно другом направлении – в живописи.

В то время ещё не было свободы выбора своего жизненного пути, с родителями, по обыкновению, не спорили. Не стал перечить отцу и Михаил Врубель. Тем не менее, переезд в Петербург не стал для молодого человека чем-то неприятным, наоборот, он очень полюбил этот северный город.

Архитектура столицы казалась художнику произведением искусства, он не мог оторвать глаз от зданий, любовался ими как произведениями искусства. В Петербурге Михаилу повезло жить у родственников в доме, который стоял по соседству с домом, где раньше жил Александр Сергеевич Пушкин.

Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Валентин Александрович Серов «Портрет Павла Петровича Чистякова», 1881 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Жизнь в столице

В Санкт-Петербурге одним из приятелей Врубеля стал Модест Мусоргский – будущий знаменитый русский композитор. Этот человек оказал немалое влияние на формирование мировоззрения юноши. Именно благодаря Мусоргскому живописец воплотил в жизнь на своем полотне образы Мефистофеля и Фауста.

Врубель наблюдал, как друг играет на рояле, и та экспрессия, что шла от игры Мусоргского, помогла возникнуть в воображении художника образам персонажей Гёте. В сознании юного Михаила всё более укреплялась мысль о том, что его талант предназначен для живописи, а не для юриспруденции.

Несмотря на горячее желание заняться лишь искусством, Михаил Врубель университет все же окончил. Мечту свою он не предал, так как тайком от отца посещал мастерскую Павла Чистякова, где совершенствовал навык писать картины. Окончив Петербургский университет, Врубель подал документы в Академию художеств.

Из-за того, что сын пошел против воли отца и загубил блестящую карьеру юриста, отношения в семье разладились. Думаю, Врубель поступил правильно, последовав за мечтой и талантом. Вряд ли мы сегодня знали бы юриста Михаила Врубеля, а вот как живописец он прочно вошел в историю.

Александр Бенуа – русский художник, историк искусства и художественный критик говорил о своем современнике и коллеге Врубеле следующее:

«Во Врубеле выразилось всё самое красивое и всё самое трагическое, что было в нашей эпохе. И когда-нибудь эта эпоха будет называться эпохой Врубеля».
Михаил Александрович Врубель «Обручение Марии с Иосифом», 1881 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель «Обручение Марии с Иосифом», 1881 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Путь живописца

Уроки в мастерской Чистякова, учениками которого были Репин, Суриков, Васнецов, сильно повлияли на стиль Врубеля. Павел Чистяков не был стандартным преподавателем, дающим ученикам только традиционные закоренелые знания и навыки. Он был творцом, раскрывающим новые грани таланта своих учеников.

В мастерской Чистякова раскрылся и талант Врубеля. Работы художника, которые он написал, будучи ещё студентом, по сей день носят наименование академического эталона и хранятся в Академии художеств. Студенческая работа «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена малой серебряной медали.

Павел Чистяков активно участвовал в жизни своего талантливого ученика. Так в 1883 году он рекомендовал Врубеля своему знакомому профессору Прахову. Под руководством профессора, который тогда работал в Киеве, молодой художник приступил к своим творческим работам и изысканиям в живописи.

Михаил Александрович Врубель «Богоматерь с младенцем», 1885 год Местонахождение: Кирилловская церковь, Киев, Украина
Михаил Александрович Врубель «Богоматерь с младенцем», 1885 год
Местонахождение: Кирилловская церковь, Киев, Украина

На Украине

В Киеве было много старинных зданий, Врубелю было чем вдохновляться. И здесь живописец проявил свой особый талант. Адриан Викторович Прахов не оставил этого без внимания, по его протекции Михаил отправился в Венецию. Как ни странно, но обитель искусств не сильно впечатлила Врубеля.

Более всего посещал он в Венеции местные соборы и музеи, где живо интересовался творениями великих мастеров прошлого. Полгода живописец жил в Италии, а затем вновь вернулся в Киев. Там он начал писать иконы. Врубель создал четыре картины: «Богоматерь с младенцем», «Христос Спаситель», «Святой Афанасий», «Святой Кирилл».

Помимо мистицизма в этих полотнах Врубель сочетал и византийскую абстракцию с образами эпохи Возрождения, которые он изучал в Венеции. Причем лица святых художник писал по памяти со своих знакомых.

Михаил Александрович Врубель «Девочка на фоне персидского ковра», 1886 год Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина
Михаил Александрович Врубель «Девочка на фоне персидского ковра», 1886 год
Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

В 1886 году Михаил написал две картины, в которых передал свои чувства в яркой игре цветов. Эти картины были наполнены жизнью, в них четко передавалась каждая деталь. «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» – вот названия этих полотен.

Профессор Прахов не забывал своего талантливого протеже. Через год после возвращения Врубеля из Италии Адриан Викторович предложил Михаилу поработать над созданием фресок Владимирского собора. В этот период Врубель и создал своих «Демонов».

Такие варианты фресок в храме не приняли. Из-за слишком вольного трактования молодым художником библейского сюжета произошёл разрыв отношений с Праховым. Врубель не любил рамки, в них ему было тесно, он хотел свободного творческого самовыражения. Работа в храме с библейскими сюжетами – это не то, что могло способствовать творческой самореализации.

Михаил Александрович Врубель «Восточная сказка», 1886 год Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина
Михаил Александрович Врубель «Восточная сказка», 1886 год
Местонахождение: Национальная картинная галерея, Киев, Украина

В Первопрестольной

Своих «Демонов» Врубель привез в Москву, где «Демон сидящий» вызвал как одобрение, так и шквал критики. Эта картина разрушала сложившийся консервативный уклад в мире искусства. Теперь Михаил приступил к работе в Москве.

В старой столице Врубель удачно рисует портреты самого известного мецената России Саввы Мамонтова, коллекционера Константина Арцыбушева, создает декоративные панно, становится иллюстратором лермонтовской поэмы «Демон».

Активное сотрудничество с журналом «Мир искусства», который устраивал выставки на международном уровне, сделало имя Михаила Врубеля известным всей Европе.

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Российский искусствовед, ученый, доктор искусствоведения и профессор МГУ Михаил Михайлович Алленов так описывал творчество Михаила Врубеля:

«Идея трансформации, пластических метаморфоз – основополагающая идея врубелевского творчества».

Ирина Шуманова дополняет слова профессора Алленова:

«Действительно, у него ни один мотив не заканчивается в рамках одного произведения. Он развивается, реинкарнируется, образуется лейтмотив, и вся система художественная Врубеля – это система лейтмотивов».
Михаил Александрович Врубель «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон, 1891 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Тамара и Демон», иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова Демон, 1891 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В Москве Михаил Александрович встретил свою будущую жену Надежду Ивановну Забелу. Их познакомил общий знакомый Савва Мамонтов. Забела была известной оперной дивой. Считается, что именно с неё Врубель писал свою знаменитую картину «Царевна-лебедь».

Влюбленная пара поженилась в Женеве. У Надежды и Михаила появился сын. К сожалению, мальчик родился с заячьей губой. С тех пор у Врубеля начали проявляться душевные терзания, вылившиеся в картину «Демон поверженный». В итоге всех жизненных перипетий живописец погрузился в тяжелую депрессию.

В 1902 году Врубель попал в больницу. Он стал пациентом одних из лучших докторов того времени Бехтерева и Сербского. Михаил Александрович пробыл в больнице год, его выписали, но улучшение его здоровья оказалось недолгим.

Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой
Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

У художника умер единственный сын. Это печальное событие вызывает у живописца тяжелейший приступ депрессивного расстройства. Михаил вновь оказывается на больничной койке. Улучшения наступали у Врубеля лишь на несколько часов, в которые он рисовал, а затем вновь погружался в бред.

В 1906 году в результате болезни Михаил Александрович ослеп. Это было большим ударом для художника, так как он теперь не мог рисовать. Теперь живописец знал, что впереди лишь конец. Он нарочно выходил легко одетым в сильный мороз, чтобы сократить свои дни без творчества.

В 1910 году Врубель заболел сильным воспалением легких. В апреле художника не стало. Через три года скончалась и его жена. Творческую чету похоронили рядом.

Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Михаил Александрович Врубель, «Портрет сына», 1902 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Михаил Врубель по сути своей был художником не только своего времени, но и как многие другие гении из разных областей, он опередил свою эпоху. Он был творцом вне времени, его полотна актуальны во все времена и ещё долго останутся таковыми. Вероятно, популярность Врубеля померкнет только тогда, когда померкнет сама суть искусства в человеческом разуме.

На обложке: Фрагмент картины Михаила Александровича Врубеля «Автопортрет», 1905 год. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий