«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора

Искусство

Даже люди, крайне далёкие от искусства, не могут не знать картины «Демон сидящий», написанной Михаилом Врубелем. Это произведение признано шедевром, оно действительно способно поразить воображение. При первом взгляде даже кажется, что перед нами не картина, а панно – настолько своеобразной кажется техника живописца.

Об этом “демоническом” творении до сих пор идут споры, а искусствоведы высказывают новые предположения относительно идеи автора, заложенной в сюжете. Для многих людей «Демон сидящий» – образ борьбы, сомнений, силы человеческого духа. Но при этом он остаётся ярким мифическим персонажем. Что же вдохновило Врубеля написать столь необыкновенного героя? Как сложились судьбы картины и художника?

История создания

Знаменитая картина русского художника Михаила Врубеля «Демон сидящий» была напрямую связана с юбилейным изданием поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон». В 1891 году художник создал три десятка иллюстраций к этому сборнику.

Подавляющее большинство творений относилось именно к “демонической” поэме. Как и любой живописец, Врубель начал написание картины с подготовки эскиза. Тот был создан в 1890 году, а сегодня хранится в Третьяковской галерее. Без сомнения, работа над новым творением вдохновляла художника. Врубель писал:

“Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами”.
Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Автопортрет», 1904 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Особенности картины

Сложно дать более точное описание картины, чем это сделал сам её автор. Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль.

Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём. Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины – фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя.

Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Демон сидящий», 1890 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Далеко не всем известно, что у Врубеля была не одна картина, а целая серия работ на “демоническую” тематику. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами.

В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Однако он видел таких потусторонних “гостей” нашего мира страдальцами, скорбящими посланниками, что вынуждены были известить людей о неизбежности чего-то горестного и ужасного.

Сам живописец говорил:

“Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый”.

Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих – увы, в трагическом контексте.

Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли
Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли

Судьба художника

На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. В письме сестре Надежда Забела, супруга Врубеля, отмечала:

“В речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку”.
Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой
Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем.

Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Публика находила картины Врубеля “дьявольскими и уродливыми”.

Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов.

Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 лет Незавершённая картина «Демон летящий», 1899 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 лет
Незавершённая картина «Демон летящий», 1899 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Через полгода интенсивного лечения живописец, казалось бы, пошёл на поправку. Его состояние стало стабилизироваться, он уже планировал возвращение к нормальной жизни. Но теперь судьба приготовила новые потрясения – смерть сына.

Этого удара художник перенести не мог. Он впал в депрессию, морил себя голодом, мечтая свести счёты с жизнью. Погрузившись в пучину безумия и ослепнув, Врубель провёл остаток своих дней в клинике для душевнобольных. До последнего дня он не мог вырваться из постоянных галлюцинаций.

Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Несомненно, «Демон сидящий» был особенной картиной как для самого художника, так и для всей его жизни. Страшная судьба живописца и странные образы, созданные им, заставляют задуматься: где же проходит грань гениального и безумного? Какие образы преследовали живописца в последние годы его жизни? На это вопрос мы не узнаем ответа, но наверняка эти персонажи были бы запечатлены в поистине гениальных и необыкновенных “демонических” творениях Врубеля.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий