Ника Самофракийская – шедевр, собранный по частям

Искусство

Как говорят ценители искусства, в Лувре есть три знаменитые “богини” – «Мона Лиза», созданная Леонардо да Винчи, Венера Милосская и Ника Самофракийская. Именно о последней и пойдёт речь. Эта скульптура была создана в эпоху эллинизма и дошла до наших дней, но, увы, не в полном варианте.

Мы можем лишь представлять, как могло бы выглядеть лицо величественной богини победы Ники, но не возникает сомнений, что оно было одухотворённым и прекрасным. Крылатая изящная покровительница была запечатлена в мраморе не просто так – её создание связано со значимыми событиями. Что расскажет нам история Ники Самофракийской? И каков был путь скульптуры, пришедшей из Древней Греции во французский Лувр?

История создания

Ника Самофракийская – знаменитая эллинистическая статуя, созданная из мрамора. Это – образ древнегреческой богини победы, которую особенно почитали воины. Творение было создано во II веке до нашей эры, а с 1884 года появилась в экспозиции Лувра, став одной из самых известных скульптур мира.

Неоднократно проводившиеся исследования подтвердили, что Ника не является римской копией более позднего периода, а представляет творение эллинского скульптора Пифокрита.

Конечно, мы не можем знать наверняка об особенностях создания этого шедевра, однако большинство историков предполагает, что создание Ники Самофракийской было посвящено успешному завершению битвы при Саламине.

Ника - одна из самых известных женщин Лувра, паломничество к ней не прекращается / © J.Albertos / vigoenfotos.com
Ника – одна из самых известных женщин Лувра, паломничество к ней не прекращается / © J.Albertos / vigoenfotos.com

Сражение произошло в 306 году до нашей эры, а скульптура богини победы стала своего рода хвалебной одой покровительнице триумфаторов. Что примечательно, достаточно долгое время (вплоть до начала прошлого столетия) исследователи предполагали, что предпосылками к созданию Ники были совсем иными.

Как указывается в работах Германа Тьерша и Карла Леманна, скульптура могла быть связана с победами в Сиде и Мённесосе 190 года до нашей эры, а сама Ника была родосским творением.

Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Особенности скульптуры

Высота статуи достигает 244 см, но это не просто памятник богине победы. Ника Самофракийская – олицетворение триумфа после великой морской битвы. Только всмотритесь, насколько мастерски скульптор передал малейшие детали, каждую волну тонкой ткани на одеждах богини! Кажется, словно Ника и вправду спускается на берег с корабля, а ветер развевает её наряд.

Ника Самофракийская действительно была связана с морем. Исследователи нашего времени предполагают, что её изображение украшало нишу над входом в эллинский театр, а во время празднеств, посвящённых богине, скульптуру несли к алтарю, расположенному неподалёку от памятника кораблю Димитрия I Полиоркетеса.

Созданная из тасианского и парианского мрамора, Ника кажется сияющей и поистине божественной. Древние греки представляли, что эта богиня восходит на нос корабля, символизируя триумф победителя.

Это было величайшим даром бессмертной покровительницы, помощи которой просили многие воины перед сражениями. Долгое время статуя находилась в храмовом комплексе Самофракий, из-за чего и получила своё название.

Святилище Великих богов, остров Самофракия, Греция, где была найдена Ника Самофракийская / grekomania.com
Святилище Великих богов, остров Самофракия, Греция, где была найдена Ника Самофракийская / grekomania.com

Уникальность Ники Самофракийской

Как я отметила, Нику Самофракийскую мы, к сожалению, не можем видеть в её первозданном варианте. Руки и голова скульптуры были потеряны. Предположительно одна рука богини поднята вверх (символ триумфа), а вторая слегка прикрывает рот, из которого вырывается победный возглас.

Самым удивительным аспектом, как мне кажется, является сочетание статики и динамики в статуе. Без сомнения, сама Ника не движется, однако гениальный скульптор виртуозно изобразил драпировку ткани и порывы ветра, что превращает фигуру богини в нечто воздушное, лёгкое, изящное и прекрасное.

Другая интересная особенность Ники заключается в том, что одна её сторона выполнена более качественно, чем другая. Вероятно, изначально планировалось установить скульптуру вполоборота. Кроме того, на основании виднеется часть надписи, где выделяется слово «Rhodios», а значит, Ника Самофракийская была создана в честь триумфа Родоса.

Скульптору удалось виртуозно изобразить в камне драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза
Скульптору удалось виртуозно изобразить в камне драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза

От древности к нашим дням

Личность скульптора является лишь предположением, однако учёный Пол МакКендрик высказал ряд аргументов в пользу Пифокрита. В 1863 году он опубликовал доклад, где пришёл к выводу, что Ника была создана по замыслу македонского генерала Димитрия Полиокертеса после ряда его успешных морских сражений.

Открытие Ники произошло в 1863 году французским археологом-любителем Чарльзом Шампоазо. Статуя заново создавалась из отдельных найденных фрагментов. Только через два десятка лет она впервые оказалась на выставке в Лувре. Расположена скульптура над лестницей Дару, где смотрится наиболее выгодно.

Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа
Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа

Перед Второй мировой войной все музеи Парижа были закрыты, а Ника Самофракийская вывезена в Шато-де-Валенси, где хранилась с работами Микеланджело и Венерой Милосской.

В 2013 году лучшие реставраторы мира занялись восстановлением первоначального облика скульптуры. Мрамор, из которого была создана статуя, со временем потерял свою окраску, а потому были предприняты все усилия, чтобы показать публике, какой же изначально была прекрасная Ника. По завершению работ скульптура была возвращена на своё прежнее место – во главу лестницы Дару знаменитого французского Лувра.

Правое крыло скульптуры - гипсовая реконструкция, зеркально отражающая левое крыло
Правое крыло скульптуры – гипсовая реконструкция, зеркально отражающая левое крыло

Несмотря на многочисленные повреждения и незавершённость, часть утерянных фрагментов, Ника Самофракийская по праву считается одним из величайших творений человечества. До сих пор высокое мастерство создателя, каждая линия статуи производят незабываемое впечатление на критиков, ценителей искусства и простых зрителей. Она напоминает нам, что над истинным шедевром не властно даже время.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий