Венера Милосская – что было в руках у богини?

Искусство

Венера Милосская принадлежит к знаменитейшим скульптурам, сохранившимся до наших дней. Она не менее таинственна, чем великая картина да Винчи “Мона Лиза”, однако секрет Венеры Милосской кроется отнюдь не в улыбке.

Пройдя через века, статуя потеряла свои руки, а потому и сегодня искусствоведы и простые ценители скульптуры задаются вопросом: что же она держала? На этот счёт есть самые разные версии, хотя наверняка истину вряд ли удастся узнать. Каким было прошлое Венеры Милосской? С чем связана потеря рук? И как мраморная богиня могла бы выглядеть в первоначальном варианте?

Создание Венеры

Богиня любви Венера (у греков – Афродита) изображалась древними мастерами в самых разных ипостасях. Известная многим Венера Милосская принадлежит к типу Афродиты Книдской, а именно – обнажённому образу богини.

Изначально покровительницу влюблённых эллины изображали задрапированной тканями одежд, однако со временем популярность приобрёл именно такой вариант Афродиты.

Когда же была создана скульптура? На этот вопрос ответить непросто, ведь Венера Милосская ввела в заблуждение даже именитых учёных.

Венера Милосская, ок.130-100 гг. до н.э. Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Венера Милосская, ок.130-100 гг. до н.э.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Из-за особенностей композиции и скульптурных решений изваяние было отнесено к классическому периоду. Но в дальнейшем выяснилось, что на постаменте, что был изготовлен к статуе, было указано имя Александроса, гражданина Антиохии. Именно этот мастер и стал создателем знаменитой мраморной версии богини. Увы, сам постамент до сих пор так и не найден.

Согласно данным, указанным на постаменте скульптуры, можно сделать вывод, что Венера Милосская была создана приблизительно в 130 году до нашей эры. В эпоху правления Александра Македонского в искусстве проявляются черты тяготения к классическому эллинизму, что ярко демонстрирует нам прославленная статуя богини.

Всмотримся в спокойные благородные черты лица Венеры Милосской
Всмотримся в спокойные благородные черты лица Венеры Милосской

Случайная находка

История открытия Венеры Милосской открывает нам некоторые тайны этой скульптуры. Летом 1820 года греческий крестьянин Йоргос Кентротас вместе с сыном и племянником занимался полевыми работами. Их земельный участок располагался неподалёку от античного театра, который являлся своего рода границей между полями. Подойдя вплотную к этой меже, крестьяне едва не провалились под землю.

Греческий остров Милос, где была найдена знаменитая статуя / www.cestujlevne.com
Греческий остров Милос, где была найдена знаменитая статуя / www.cestujlevne.com

Внезапно грунт под их ногами стал осыпаться в образовавшийся провал. Йоргос отправил сына за верёвкой и инструментами, и уже совсем скоро греки оказались в образовавшейся подземной нише. Именно там они и увидели статую Венеры. Поскольку найдена она была на острове Милос, то впоследствии изваяние стали именовать Венерой Милосской.

Йоргос Кентротас так описывал находку: “Одежду, закрывавшую её лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута — в ней она держала шар, величиной с яблоко”.

Без сомнения, речь идёт о сюжете предания, связанного с началом Троянской войны. Красавец Парис был выбран богинями Афродитой, Герой и Афиной в качестве судьи. Он должен был определить ту, которой предназначалось яблоко с надписью “Прекраснейшей” (то самое яблоко раздора).

Не исключено, что в руках Венера Милосская держала яблоко / blogspot.com
Не исключено, что в руках Венера Милосская держала яблоко / blogspot.com

Каждая из небожительниц обещала Парису свои дары, но он выбрал любовь, а значит, Афродиту. Именно исход этой легенды и наблюдали греки в изваянии Венеры Милосской.

Существует и несколько иная версия истории находки. Согласно ей, найдена статуя была в присутствии французского моряка. Именно поэтому в дальнейшем французы проявили наибольшую заинтересованность в античной скульптуре. С 1821 года Венера Милосская находится в Лувре.

Однако при транспортировке в Париж руки и постамент богини были утеряны, из-за чего нам остаётся лишь догадываться, что могла держать в руках богиня, или верить на слово греческому крестьянину, впервые увидевшему творение.

Оливье Вутье. Более всего известен своим участием в вывозе статуи Венеры с острова Милос во Францию
Оливье Вутье. Более всего известен своим участием в вывозе статуи Венеры с острова Милос во Францию / santorinipress.gr

Загадки и гипотезы

Кого же изображает статуя? Казалось бы, вопрос глупый, но историки действительно до сих пор не нашли доказательств, что перед нами – именно богиня любви. Существует множество иных версий. Исследователи выдвигают предположения, что это может быть морская покровительница Амфитрита, которую особенно почитали на Милосе.

Есть гипотеза, что перед нами вовсе не богиня, а знаменитая гетера того времени. Кроме того, о предмете в руках богини по-прежнему идут споры. Это могли быть ткань, кувшин и даже прялка с нитями. Впрочем, большинство искусствоведов склоняется к тому, что Венера Милосская – это всё-таки богиня любви, в руках которой некогда находилось то самое яблоко со словом “Прекраснейшей”.

Венера Милосская прядёт нить. Реконструкция. 3D модель / © CosmoWenman / sketchfab.com
Венера Милосская прядёт нить. Реконструкция. 3D модель / © CosmoWenman / sketchfab.com

Заполучить Венеру Милосскую мечтали многие страны. Решающее “слово” оказалось за Наполеоном, что вывез изваяние из Италии. С тех пор творение является гордостью французов и пользуется не меньшей популярностью, чем “Джоконда” да Винчи.

Несмотря на то, что во всём мире статуя признана шедевром скульптурного искусства, далеко не все мастера разделяли восторг публики. Одним из главных критиков мраморной богини стал Ренуар. Он заявлял, что изображение богини далеко от идеальных форм и совершенного облика женщины. Но не будет забывать, что у каждого мастера своё видение, да и каноны красоты у человечества сильно менялись в зависимости от времени.

Любую статую надо рассматривать со всех сторон. 3D модель шедевра - / © Azamat Zhaisangaliyev / artstation.com
Любую статую надо рассматривать со всех сторон. 3D модель шедевра – / © Azamat Zhaisangaliyev / artstation.com

А напоследок хочу рассказать о ещё одном факте. Оказывается, Венеру Милосскую обокрали ещё в далёкой древности. Да-да, изначально на статуе были закреплены тиара, серьги и браслеты, для которых были созданы отверстия. Без сомнения, изготовлены они были из ценнейших материалов, но грабителей не остановил прекрасный облик богини. Впрочем, без украшений и даже без рук Венера Милосская не перестаёт завоёвывать сердца ценителей искусства.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий