«Завтрак гребцов» – друзья Ренуара на его картине

Искусство

Пьер Огюст Ренуар был одним из тех живописцев, что сумели привлечь интерес парижской публики к импрессионистическим творениям. Ярким тому примером является картина «Завтрак гребцов», ставшая известнейшим произведением художника. Она демонстрирует нам мастерство Ренуара не только в качестве портретиста, но и как виртуоза изображения жанровых сцен.

Кроме того, сама картина была создана в любимейшем месте художника, где он сам часто бывал. Вероятно, именно поэтому атмосфера ресторана, расположенного на острове посреди Сены, кажется такой манящей и жизнеутверждающей. Что же мы видим в истории «Завтрака гребцов»? Что открывает нам картина?

История создания

Пьер Огюст Ренуар бы истинным ценителем красоты и изысканных мест. Именно к последним можно было отнести ресторан «Фурнез», расположенный на острове посреди реки Сены. Здесь живописец нередко проводил время с друзьями. Именно здесь Ренуар написал несколько известных своих картин, в том числе и «Завтрак гребцов». Это творение было создано в 1881 году.

Пьер-Огюст Ренуар «Автопортрет», 1899 год Местонахождение: Художественный институт Кларка, Уильямстаун, США
Пьер-Огюст Ренуар «Автопортрет», 1899 год
Местонахождение: Художественный институт Кларка, Уильямстаун, США

На полотне можно увидеть многочисленных друзей живописца, причём заметно, что компания охотно позирует ему. К слову, занятие это было непростое – порой картины писали несколько месяцев, а в неподвижном положении приходилось сидеть каждому из натурщиков по три и более часа.

Суть «Завтрака гребцов» – изображение тёплой встречи друзей. Заметно, что все представители этой компании чувствуют себя легко и непринуждённо. Перед ними накрыт богатый стол. а в обществе царит веселье, все присутствующие любуются прекрасными пейзажами, что открываются с террасы. Вероятнее всего, перед нами – время позднего завтрака или обеда.

Судя по одежде гостей, дело происходит в тёплое время года. Кроме того, хочу обратить ваше внимание на стиль нарядов. Он самый разный. Кто-то из присутствующих одет более официально, а на ком-то обыкновенная майка, и эта особенность также говорит нам о том, что это – не званый обед, где необходимо соответствовать установленному дресс-коду, а простые приятельские посиделки.

Пьер-Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1881 год Местонахождение: Коллекция Филлипса, Вашингтон, США
Пьер-Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1881 год
Местонахождение: Коллекция Филлипса, Вашингтон, США

Судьба картины

Зимой 1881 года, когда «Завтрак гребцов» уже был полностью завершён, а мелкие детали доработаны Ренуаром, картину приобрёл известный коллекционер Поль Дюран-Рюэль, что выложил за неё 15 000 франков. По меркам того времени это была значительная сумма.

Уже после смерти коллекционера творение Ренуара было продано семьёй первого владельца творения. Сегодня картина принадлежит Дункану Филлипсу, коллекционеру из Вашингтона.

Что интересно, ресторан «Фурнез» и его знаменитая терраса сегодня названы именем Ренуара. Если вам доведётся побывать в этих места, то вы несомненно, заметите – любимый ресторан художника практически не изменился, сохраняя прежние стиль и атмосферу.

Та самая терраса ресторана «Фурнез», где была написана знаменитая картина / graytravelblog.wordpress.com
Та самая терраса ресторана «Фурнез», где была написана знаменитая картина / graytravelblog.wordpress.com

“Изюминки” полотна Ренуара

Но почему именно «Завтрак гребцов» называют вершиной творчества Ренуара? Секрет кроется в особенностях этой картины и её значении для всей истории живописи. Важнейшим аспектом является раскрытие Ренуаром сути импрессионизма в “новом свете”.

И если прежде в этом раннем стиле, который только начинал утверждаться в Европе, доминировало изображение городских пейзажей, то именно с подачи Ренуара и ряда других мастеров популярность приобретают пригородные картины природы. Хочу заметить, что «Завтрак гребцов», где так колоритно показаны берега Сены, сыграл в этом не последнюю роль.

Рядом с рестораном - репродукция «Завтрака гребцов» / graytravelblog.wordpress.com
Рядом с рестораном – репродукция «Завтрака гребцов» / graytravelblog.wordpress.com

Как я уже сказала, Ренуар нередко изображал друзей, которые выступали в качестве натурщиков ряда его картин. В «Завтраке гребцов» эту особенность также можно заметить. На заднем фоне можно увидеть человека в цилиндре. Это – коллекционер Шарль Эфрусси.

Его собеседник – ещё один приятель Ренуара, поэт Жюль Лафорг. В правой части полотна мы видим Пьера Лестренге, который в ту пору работал в Министерстве внутренних дел, а рядом с ним – журналист Поль Лот, с которым кокетничает актриса Жанна Саммари. В правом углу можно заметить художника и коллекционера Кайботта, что общается с актрисой Анжель Лего и итальянским корреспондентом Маджиоло.

В правой части полотна мы видим Пьера Лестренге, работавшего в Министерстве внутренних дел, а рядом с ним - журналист Поль Лот, с которым кокетничает актриса Жанна Саммари.
В правой части полотна мы видим Пьера Лестренге, работавшего в Министерстве внутренних дел, а рядом с ним – журналист Поль Лот, с которым кокетничает актриса Жанна Саммари

Портрет будущей жены

Но, помимо описанных персон, наибольшее внимание к себе привлекает девушка с щенком. Кажется, будто Ренуар умышленно изобразил её в центральной части, на самом видном месте полотна. А может, всё это вовсе не было случайностью? Дело в том, что в дальнейшем очаровательная Алина Шариго стала натурщицей художника и его постоянной моделью.

Более того, у них начался бурный роман, а в 1885 году она родила Ренуару сына. Живописец сделал предложение Алине лишь в 1890 году, а в браке у них появилось ещё двое детей. Шариго была изображена не только в «Завтраке гребцов», но и на картинах «Танец в деревне», «Мадам Ренуар с собачкой», «Материнство».

Девушка со щенком - это очаровательная Алина Шариго, будущая жена Ренуара
Девушка со щенком – это очаровательная Алина Шариго, будущая жена Ренуара

Конечно, Ренуар в своём творении решил отдать дань уважения владельцу ресторана – Альфонсу Фурнезу, который и открыл это заведение. На полотне изображены его дети, Альфонсинка Фурнез, что опирается о перила, а также её брат, которого можно заметить в левом нижнем углу картины.

Как видите, в своём «Завтраке гребцов» Ренуар решил не просто продемонстрировать новые веяния импрессионизма, но и показать своих близких людей, душевную компанию, в которой он часто проводил время. И эту картину нельзя назвать простым произведением искусства или шедевральным творением. Нет – это истинный гимн дружбе, “воспетой” Ренуаром.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий