Пьер Огюст Ренуар — живописец счастья

Искусство

Пьер Огюст Ренуар – так звучит полное имя героя нашего повествования. Большинству людей этот художник известен по своим портретам, но не стоит забывать, что он создавал и пейзажи, и натюрморты. Картины Ренуара пестрят красками, на них цветут цветы, люди изображены в ореоле счастья, света.

Огюст рисовал в радость, получал подлинное наслаждение от творчества. Он не любил мрачных картин, никогда не рисовал баталии и полотна, полные трагизма. Художник вкладывал только положительные эмоции в свои картины.

Живопись Ренуара легка в восприятии, она вызывает неподдельную добрую улыбку в ответ на светлый посыл, заложенный в картине автором. Огюст наблюдал за жизнью, он даже сам говорил о себе, что чувствует себя поплавком в течении жизни.

И он хотел наблюдать жизнь, он не хотел принимать решения, тонуть в рутине, как делало большинство людей вокруг. Благодаря своим наблюдениям и некоей отрешенности от «серьезной» жизни живописец создал около шести тысяч произведений. Как говорил сам Пьер Огюст Ренуар:

«Я был молод, но уже знал, что несколько штрихов карандаша значат больше, чем самые великие теории. Я никогда не пропускал дня, чтобы чего-либо не намарать, хотя бы яблока на листке записной книжке».

Такая творческая плодовитость говорит о страстной вовлеченности в живопись, об обожании своего дела. Многие современники и коллеги Ренуара отмечали легкость его картин и то, что они наполнены счастьем. А была ли жизнь автора этих полотен такая же счастливая?

Пьер Огюст Ренуар «Автопортрет», 1875 год Местонахождение: Институт искусств Кларков, Уильямстаун, США
Пьер Огюст Ренуар «Автопортрет», 1875 год
Местонахождение: Институт искусств Кларков, Уильямстаун, США

Во Франции родился новый гений

Радостный праздник рождения шестого ребенка для семьи Ренуар произошел 25 февраля 1841 года. Как показала в дальнейшем история жизни новорожденного, радостным это событие стало и для всего мира искусства.

Леонард Ренуар и Маргарита Мерле – родители будущего живописца – жили в то время во французском городе Лимож. Своего новорожденного сына они назвали Пьер Огюст. Семья Ренуар занималась пошивом одежды. Леонард был портным, причем считался лучшим в своем деле в Лиможе. Мать Огюста работала швеей. Когда Огюсту было три года, родители решили перебраться в Париж в надежде улучшить свое материальное положение. В 1848 году во Франции было нелегко, трудности испытывали многие люди. Не оказалась исключением и семья Ренуар.

Многодетное семейство испытывало немалые трудности, но родители и помыслить не могли, чтобы лишить детей образования. Как и положено, младший сын отправился в школу в семилетнем возрасте. Как оказалось, у мальчика был талант не только к рисованию.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет Леонарда Ренуара», отца художника, 1869 год Местонахождение: Художественный музей, Сент-Луис, США
Пьер Огюст Ренуар «Портрет Леонарда Ренуара», отца художника, 1869 год
Местонахождение: Художественный музей, Сент-Луис, США

Композитор Шарль Гуно заметил юного Огюста, отметив его очаровательный голос. Когда младшему Ренуару было девять лет, его пригласили певчим в собор Сент-Эсташ. Гуно, видя у мальчика настоящий талант к пению, абсолютно бесплатно стал учить его музыке, желая сделать из него музыканта.

Видимо, благодаря причастности Ренуара к музыке, в дальнейшем из-под его кисти вышла картина «Девушки за фортепьяно». Несмотря на протекцию известного французского композитора, Огюст не пошел по музыкальному пути. Уже в детстве он проявил очевидную любовь к рисованию.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадам Ренуар», на котором изображена мать художника, 1860 год Местонахождение: Частная коллекция
Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадам Ренуар», на котором изображена мать художника, 1860 год
Местонахождение: Частная коллекция

Путь в живопись

Леонард Ренуар, видя успехи сына в живописи, в особенности портретной, прочил ему судьбу художника, полностью благоволя этой страсти Огюста. В 13 лет юноша уже стал мастером по росписи фарфора. Он был принят на работу в мастерскую Леви на Фоссе-дю-Тампль.

Фурор молодого Ренуара в росписи продлился недолго, так как в 1858 году изобрели специальный печатный станок, который заменил людей в деле переноса изображения на фарфор. После этого Огюст совершенно не знал, чем ему теперь заняться и несколько месяцев проходил по Парижу безработным.

Пьер Огюст Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892-1893 годы Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж, Франция
Пьер Огюст Ренуар «Девушки за фортепьяно», 1892-1893 годы
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Друзья семьи посоветовали молодому человеку заняться живописью, так как они видели его успехи в росписи. В 1862 году Огюст вступил в ряды слушателей Школы изящных искусств в Париже. Параллельно с этим молодой Ренуар занимается с известными живописцами того времени. Его учителями были Эмиль Синьоль, Шарль Глейр. У Ренуара в сокурсниках были такие художники как Моне, Пику, Сислей.

В лесу Фонтенбло, где начинающие художники наносили на холст всё, что их окружает, молодой живописец познакомился с Гюставом Курбе, который создавал жанровые полотна. Жанрист оказал некоторое влияние на Огюста, это видно в картине Ренуара «Трактир матушки Антони». Там он отходит от идеализации и академического стиля живописи.

Ренуар пишет в разных жанрах живописи. Это и его любимые портреты, и пейзажи, натюрморты, обнаженная натура, сцены из людского быта. Картины Огюста пользовались спросом, ему делали заказы состоятельные люди. На выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе можно было увидеть полотна Ренуара.

Пьер Огюст Ренуар «Трактир матушки Антони», 1866 год Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция
Пьер Огюст Ренуар «Трактир матушки Антони», 1866 год
Местонахождение: Национальный музей, Стокгольм, Швеция

Картина личной жизни

На протяжении всей жизни Ренуар относился к женскому полу с большой любовью. Взаимность не заставляла себя долго ждать. Он рисовал женщин часто, рисовал их портреты, списывал с них обнаженную натуру, писал их в быту.

«Более женского художника, более комплиментарного художника по отношению к женщинам себе представить трудно. Ренуар – один из тех редких художников и, пожалуй, он один единственный, кому удалось своей кистью, своей нежной кистью прикоснуться к удивительным, нежным чертам женщин. Когда смотришь галерею портретов Ренуара, возникает ощущение света, некоего трепета, который происходит от картин его», – говорит искусствовед Александр Таиров в своей авторской передаче о художниках.

Мне даже кажется, что свою цитату: «Прекрасное произведение не должно нуждаться в комментариях» –  Огюст Ренуар посвятил именно женщинам. Натурщицы Огюста, с большинством которых у него были романы, считали, что вряд ли он когда-то сочетается браком. Его главной музой была французская актриса Жанна Самари, которая говорила про Ренуара:

«Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет».
Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари», 1878 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари», 1878 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Нельзя отрицать, что женщин в жизни художника было очень много. В период, когда Лиза Трео – женщина, с которой у Ренуара были долгие романтические отношения, вступила в брак, живописец постепенно стал переходить от импрессионизма к более классической манере рисования. Тогда-то Пьер Огюст и повстречал свою будущую жену.

Алина Шариго была белошвейкой, и Ренуар был старше своей избранницы на 20 лет. Художник называл свою юную пассию очень «уютной», их сильно влекло друг к другу. Несмотря на такую тягу и влюбленность, пара поженилась не сразу. Они сочетались узами брака лишь спустя пять лет после рождения первенца Жана.

К слову сказать, в талантливой семье рождаются и талантливые дети. Жан Ренуар впоследствии станет известным французским режиссером. Другие сыновья Алины и Огюста тоже не отстали от именитого отца и брата. Клод Ренуар стал керамистом, а Пьер Ренуар стал актером, снимался в ряде картин своего брата Жана.

Пьер Огюст Ренуар с женой Алиной
Пьер Огюст Ренуар с женой Алиной

Закат светлого художника

В 1897 году здоровье живописца дало сбой. После перелома руки у Огюста возникли осложнения, он стал страдать ревматизмом. Жена заботилась о своем творческом муже, окружила его любовью и вниманием. К сожалению, сложилось так, что Ренуар оказался в инвалидном кресле.

Писать картины заядлый художник не бросил. Даже будучи в коляске, он рисовал. Сохранилось много архивных фото, где Ренуар запечатлен в инвалидном кресле напротив мольберта. Приятель Анри Матисс часто навещал Пьера Огюста и удивлялся его упорному труду, ведь каждый взмах кисти художника сопровождался сильной болью. Ренуар отвечал, что боль пройдёт, а красота, созданная художником, останется.

В свои последние годы живописец всё больше внимания уделял образам молодости. К тому же, в жизнь художника ворвалась Первая мировая война, сыновья ушли на фронт, а супруга скончалась. Ренуар остался один, без того тепла и уюта, что дарила ему Алина.

Тем не менее рисовал Ренуар до последнего дня, который наступил для него 3 декабря 1919 года. Он заболел пневмонией, и его ослабленный организм уже не справился с болезнью. Последней картиной художника стал «Натюрморт с анемонами». Ренуару было 78 лет, но даже его самая последняя картина была наполнена красками и светом.

Пьер Огюст Ренуар рисует в своём саду, 1912 год
Пьер Огюст Ренуар рисует в своём саду, 1912 год

Огюст Ренуар создавал картины на протяжении шестидесяти лет. Он рисовал, даже сидя в инвалидном кресле, настолько сильным было его желание писать картины. До последнего дня он не выпускал кисть из своих рук, выпустив её лишь за день до смерти и сказав:

«Мне кажется, я начинаю что-то понимать…».

На обложке: Фрагмент картины Пьера Огюста Ренуара «Автопортрет», 1899 год. Местонахождение: Институт искусств Кларков, Уильямстаун, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий