«Успение Богоматери» – почему картину Караваджо отвергла церковь?

Искусство

Многие посетители Лувра приезжают в знаменитый музей не только полюбоваться знаменитой «Моной Лизой» да Винчи, но и увидеть шедевр другого мастера. «Успение Богоматери», созданное гениальным Караваджо – картина, которую нужно не только видеть, но и чувствовать. И хотя скопление посетителей в Лувре этому мало способствует, даже на расстоянии можно ощутить необыкновенную энергетику произведения искусства.

Эта картина имеет богатую историю. Написанная для римской церкви Санта-Мария-делла-Скала, она таит немало загадок. За всё время своего существования произведение получило кардинально противоположные оценки, однако никого не оставляло равнодушным. Итак, что же готово поведать нам «Успение Богоматери»?

Скандальный художник

Картина «Успение Богоматери» («Смерть Марии») была написана в период расцвета творческого гения Караваджо. Стоит сказать, что сам художник, хотя и часто выбирал для своих работ библейские сюжеты, был не слишком образцовым христианином. Микеланджело Караваджо любил нарушать границы, рамки и запреты. Его жизнь напоминала бурное приключение, однако именно такие принципы помогали ему создавать поистине невероятные творения. Каноны он отвергал и в живописи, за счёт чего рождались совершенно новые поразительные картины. Одной из них стало «Успение Богоматери».

История шедевра начинается с заказа, который Караваджо получил в 1601 году. Известный римский юрист из папской администрации Лаэрцио Керубини обратился к прославленному мастеру с просьбой написать картину для семейной усыпальницы в церкви Санта-Мария-делла-Скала. Именно там не так давно появился орден босых кармелитов. В отличие от основного монашеского кармелитского направления, приверженцы этого ордена соблюдали более строгие правила. По сути, босые кармелиты были нищенствующими монахами.

Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия
Оттавио Леони «Портрет Микеланджело Меризи да Караваджо», ок.1621 года
Местонахождение: Библиотека Маручеллиана, Флоренция, Италия

Разочарование и надежда

Работа над «Успением Богоматери» продлилась достаточно долго – завершил картину мастер лишь к 1606 году. Причина столь долгой работы крылась в нескольких заказах, над которыми Караваджо работал параллельно. Однако завершение трудов не принесло ожидаемого успеха.

В жизни самого живописца начался этап проблем и скандалов, завершившийся убийством и побегом. Его картина была отвергнута, а заказ перенаправили другому художнику. Как мне кажется, отказ принять «Успение Богоматери» был связан вовсе не с неточностями изображения или низким уровнем мастерства – просто опального художника церковь не желала видеть среди своих исполнителей.

По  иронии судьбы написанная другим художником, Карло Сарачени, «Вознесение Девы Марии» тоже не была принята. Выполнить заказ требовательной церкви удалось лишь со второго раза. И здесь стоит порадоваться тому, что все три картины сохранились до наших дней, благодаря чему можно увидеть «неправильную» подачу Караваджо и особенности, которые выделяли его на фоне других талантливых живописцев.

Казалось бы, «Успение Богоматери» Караваджо ожидала незавидная участь многих забытых картин. Но нет – здесь, сам о том не подозревая, на выручку художнику со скандальной репутацией пришёл его коллега. Когда произведение искусства увидел молодой Рубенс, служивший живописцем при дворе, он тут же порекомендовал герцогу приобрести этот шедевр. Более недели «Успение Богоматери» украшало одну из главных выставок Рима, причём все желающие могли прийти и взглянуть на прежде отвергнутую картину. Кстати, обязательным условием посещения являлся отказ от всяких попыток скопировать произведения, представленные на выставке.

Микеланджело Караваджо «Успение Богоматери», 1604-1606 годы Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Микеланджело Караваджо «Успение Богоматери», 1604-1606 годы
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Особенности картины

Что же мы видим на картине? Перед нами открывается вид на комнату, слабо освещённую солнцем. Свет с трудом просачивается из окна, которое расположено за пределами полотна. Он слегка касается голов склонённых мужчин и ярко озаряет руки и лицо Марии. Женщина облачена в простое красное платье, у её изголовья стоит молодой человек. Это святой Иоанн.

За счёт особенностей использования светлых и тёмных тонов Караваджо сумел добиться эффекта «воздушности», словно создав единую атмосферу, в которой находятся все персонажи полотна. Они словно бы окутаны тёмной дымкой, что усиливает ощущение скорби, пронизывающее картину. Рядом с ложем Девы Марии находятся апостолы. Они неподвижны, и не у всех мы можем увидеть лица. Однако их фигуры возвышаются грядой, словно могучие скалы. Создаётся ощущение, что они хотят заслонить Богоматерь от печалей мира, который остался где-то за пределами комнаты.

Особенное внимание привлекает фигура Марии Магдалины. Золотоволосая женщина опустила голову, весь её вид выражает глубочайшее горе. В её позе, в фигурах апостолов чувствуется неподдельная скорбь. Здесь, в отличие от некоторых других картин, связанных со смертью Марии, нет никакой театральности или демонстративных рыданий. Напротив, такая «тишина» позволяет глубже прочувствовать горе, которым охвачены души всех присутствующих.

В позе Марии Магдалины чувствуются неподдельное горе и скорбь
В позе Марии Магдалины чувствуются неподдельное горе и скорбь

«Успение Богоматери» Караваджо – не просто отражение библейского сюжета. Это невероятно реалистичная картина, на которой изображена смерть Девы Марии и бесконечная скорбь окружающих её людей. Здесь мало «небесного», однако так много эмоций и чувств, понятных человеку. Вероятно, именно это не понравилось в картине представителям церкви. Караваджо нередко обвиняли в натуралистической подаче, и это был тот самый случай, когда картина казалась не произведением, написанным красками, а замершим фрагментом реальности.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий