Тициан – один из величайших гениев своего времени

Искусство

Тициан Вечеллио помимо обладания уникальным талантом в живописи, имел ещё и мастерство писать не просто портреты людей, а психологические портреты. Имя Тициана имеет полное право быть бережно поставлено в один ряд с его гениальными современниками: Леонардо, Микеланджело и Рафаэлем. Как и перечисленные творцы, Вечеллио жил в эпоху Возрождения, да и прожил в ней почти целый век. За свою долгую и насыщенную творчеством жизнь Тициан создал множество великолепных картин.

Помимо психологического портрета художник увлекался созданием аллегорий. То, что Тициан привнес своим талантом в мировую живопись, сложно даже оценить, это огромный вклад, неисчерпаемый колодец вдохновения и мастерства. Этот итальянец стал учителем для многих последующих поколений живописцев. Причем вдохновлял Тициан не только художников, но и писателей. Русский литератор Фёдор Михайлович Достоевский, впечатлившись картиной Тициана «Динарий кесаря», написал целую главу в своем романе «Братья Карамазовы».

Австриец Гуго фон Гофмансталь, тоже писатель, был вдохновлен художеством Вечеллио настолько, что написал пьесу в его честь под названием «Смерть Тициана». В государственном музее Эрмитаж, что в Санкт-Петербурге, один из залов выставки полностью посвящен Тициану. Этот зал под номером 221 находится в Старом Эрмитаже. По некоторым подсчетам, количество картин, сотворенных Тицианом, едва ли не превышает число всех полотен его коллег-соотечественников.

Удивительным фактом остается то, что Тициан и его знаменитые современники прожили около ста лет, а ведь средняя продолжительность жизни в XV-XVI веках колебалась на отметке в 35 лет. Хочется понять, что же способствовало такой долгой жизни. Все они были талантливы, даже гениальны, возможно, их мозг был настроен на другие частоты, в результате чего их тело сохранило не только физическую жизнеспособность, но и умственную? Это тема отдельного исследования, а пока можно сравнить как жили и творили таланты прошлого, в частности, Тициан Вечеллио.

Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Тициан Вечеллио «Автопортрет», около 1562 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Всё начинается с детства

Над точной датой рождения Тициана ученые-историки думают до сих пор. На сегодняшний день существует несколько вариантов. Не говоря уже о месяце и числе, год рождения художника варьируется от 1473 по 1490 год. Соответственно, кто-то считает, что он прожил 88 лет, а кто-то – что и все 96.

Например, сохранилось письмо Тициана к Филиппу II – королю Испании, в котором живописец, будучи уже в пожилом возрасте, называет годом своего рождения 1474. Последние исследования в этой области склоняют к версии 1490 года, а вот сотрудники Метрополитен – музея и Исследовательского института Гетти настаивают на 1488 году.

Что удивительно, хотя историки не определили точной даты появления на свет самого живописца, им хорошо известна его семья и место рождения. Увидел свет Тициан в итальянском городе Пьеве-ди-Кадоре. Отцом мальчика был государственный деятель Грегорио Вечеллио.

Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 год Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Затем, до десятилетнего возраста, биография художника вновь теряется. Примерно в это время семья Вечеллио перебирается жить в Венецию. Там мальчик начинает учебу в художественных мастерских, сначала Себастьяно Цуккато, потом Джентиле Беллини и Джованни Беллини.

Пока юноша учился в Венеции, он приобрел множество интересных знакомств. Тициан обрел друзей в художественной среде, например, он познакомился с Джорджо Барбарелли. В книге «Вечеллио Тициан» из серии «Великие художники мира» (составитель Н.А. Моисеева) приводится такой факт про художника:

«Тициана иногда называют ди Кадоре, памятуя о месте его рождения. Современники же дали художнику ещё одно прозвище – Божественный».

Как показывают исторические исследования, талант к живописи проявился у мальчика ещё до десятилетнего возраста и переезда в Венецию. В городе на воде молодой живописец в полной мере проявил свои таланты и способности. Вначале он занимался фресками, которые первое время выполнял вместе со своим близким другом Джорджо Барбарелли, современники звали его просто Джорджоне. Одной из первых значимых работ Тициана считаются фрески, выполненные им вместе с Джорджоне для дворца Фондако-деи-Тедески.

Автопортрет Джорджо Барбарелли, более известного как Джорджоне, вместе с которым работал Тициан, около 1508 года Местонахождение: Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Автопортрет Джорджо Барбарелли, более известного как Джорджоне, вместе с которым работал Тициан, около 1508 года
Местонахождение: Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия

Творческий путь гения

По происхождению Тициана никто не предполагал, что он станет художником, да притом выдающимся. Дело в том, что город рождения живописца – это самый настоящий город – крепость, в котором живут далекие от искусства люди. Пьеве-ди-Кадоре находится на севере Италии, это горная местность, жители её были в те времена суровы и молчаливы, среди них до Тициана ещё не появлялось художников. Были среди этих горцев искусные кузнецы, лесорубы и ткачи, но живописцев этот суровый край до рождения Вечеллио не давал миру.

Можно считать поразительным стечением обстоятельств то, что родители Тициана позволили ему развивать свой талант, а не принудили к труду, свойственному для местности. В Пьеве-ди-Кадоре детей с раннего детства приобщали к работе. Поначалу они помогали взрослым, а потом начинали работать самостоятельно. Мальчики, например, помогали в кузницах и лесорубам, а девочки занимались сбором полезных трав и ягод. В городе ещё было развито красильное дело, поэтому во многих домах хранились красящие вещества, с ними-то и связана одна из легенд про Тициана.

Считается, что его талант впервые проявился в рисунке на стене дома, а было это так. Семья Вечеллио посещала церковь по воскресным дням, это была традиция. Естественно, в храмах тогда уже существовали роспись и иконы. Маленький Тициан, насмотревшись на церковные художества, решил воспроизвести нечто подобное. Мальчик взял красители, какие были дома, и на белой домашней стене попытался изобразить Деву Марию. Как говорят современники, образ очень напоминал внешне мать Тициана.

Тициан Вечеллио «Благовещение», 1519-1520 годы Местонахождение: Кафедральный собор, Тревизо, Италия
Тициан Вечеллио «Благовещение», 1519-1520 годы
Местонахождение: Кафедральный собор, Тревизо, Италия

Отец, будучи человеком серьезным, состоящим на государственной службе, не хотел видеть сына в роли живописца, но мать всё же настояла на том, чтобы дать мальчику художественное образование. Так юный Тициан и попал в Венецию для обучения живописи.

Получилось, что рисунок на стене, если всё это было в действительности, сыграл решающую роль в жизни художника. Значит, и рисунок этот был столь хорош, что мальчика решили отдать на обучение именно живописи. Уже не впервые в истории мы видим, что талант проявляется у человека в детстве, и талант очень явный и даровитый.

Тициан Вечеллио «Красавица», 1536 год Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия
Тициан Вечеллио «Красавица», 1536 год
Местонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Жизнь в Венеции

В этот чудесный город с тысячей каналов Тициан попал в 13 лет. Вдохновившись и очаровавшись Венецией, художник останется в ней до конца своих дней. Уже в возрасте 30 лет Тициана объявят главным художником Венеции. Художник был очень трудолюбив и работоспособен, ему приписывают фразу:

«Мне безразлично всё, кроме живописи».

Картины живописца из Пьеве-ди-Кадоре были насыщены всевозможными красками. Тициан экспериментировал не только с палитрой, но и с нанесением краски на холст. Он пробовал рисовать не только кистью, но использовал ещё шпатель и свои собственные пальцы при нанесении мазков.

Тициан Вечеллио «Мадонна с младенцем» («Цыганская мадонна»), около 1511-1512 годов Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Тициан Вечеллио «Мадонна с младенцем» («Цыганская мадонна»), около 1511-1512 годов
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия

Тициан стал прославленным живописцем не только благодаря своему таланту, но и новаторству, применяемому им в художественной технике. В Венеции из-за повышенной влажности рисовали в основном на досках, то есть делали гравюры, и создавали фрески, расписывая своды и стены храмов и церквей.

Придя в венецианский мир живописи, Тициан открыл мастерство рисования именно на холсте. Вечеллио стал использовать грунтованный холст и писать на нем масляными красками, что делало картины более долговечными в особенных климатических условиях Венеции.

Тициан прослыл мастером психологического портрета, он умел запечатлеть на холсте не только физические нюансы человека, но и аспекты самой личности. То есть художнику с поразительной точностью удавалось передать всю суть позировавшего ему для портрета человека. Тициан мог отобразить на полотне всё разнообразие человеческих характеров, будь то лицемерие или достоинство, уверенность в себе или страдание. Не зря современники называли живописца «Король живописцев и живописец королей».

Тициан Вечеллио «Портрет Графа Антонио ди Порчиа»,1540 год Местонахождение: Пинакотека Брера, Милан, Италия
Тициан Вечеллио «Портрет Графа Антонио ди Порчиа»,1540 год
Местонахождение: Пинакотека Брера, Милан, Италия

Тициан, действительно, писал портреты высокопоставленных особ того времени. Были среди них монархи, римские папы, кардиналы, именитые дворяне и другие влиятельные деятели. Короли Испании и Франции звали Тициана к своему двору, но художник выполнял заказ и возвращался в любимый город на воде. Есть исторические свидетельства, что при написании портрета императора Карла V, который правил Священной Римской империей, Тициан обронил художественную кисть, а властелин огромной части суши поднял её и подал мастеру со словами:

«Услужить Тициану почетно даже императору».

Такие слова от императора, бесспорно, говорят о большом почете и уважении к живописцу. Вообще, в эпоху Тициана модно и престижно было стать запечатленным им, а портреты, написанные художником, ценились очень дорого. Эти портреты смотрелись, словно отражение в зеркале, настолько у Тициана были развиты качество и техника рисования.

Тициан Вечеллио «Конный портрет императора Карла V», 1548 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Тициан Вечеллио «Конный портрет императора Карла V», 1548 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Женщины в жизни Тициана

Для художника, а в особенности портретиста, важны натурщики. Даже чтобы написать нечто мифическое или религиозное, живописцу требуется образ – чья-то натура. Например, картины «Венера перед зеркалом», «Мадонна с младенцем», «Любовь земная и любовь небесная» и многие другие, где изображены женщины, требовали своих натурщиц.

Многие картины Вечеллио посвящены женской красоте. Для некоторых полотен позировали мастеру простые жительницы Венеции, а для других и довольно знатные особы, ведь быть образом для такого художника считалось почетным.

Тициан Вечеллио «Венера перед зеркалом», 1555 год Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США
Тициан Вечеллио «Венера перед зеркалом», 1555 год
Местонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Множество историй, где женщина становилась натурщицей живописца, продолжались романтическими отношениями. Не был исключением и Тициан. Он любил женщин, а они его, поэтому в жизни художника было достаточно романтики и взаимной любви. Особенно выделял Вечеллио женщин статных, имеющих пышные формы и рыже-золотистый цвет волос. Самого же художника современники описывали так:

«Тициан был высоким статным горцем с гордой осанкой и орлиным носом».
Тициан Вечеллио «Женщина с зеркалом», около 1515 года Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Тициан Вечеллио «Женщина с зеркалом», около 1515 года
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Это можно заметить на его автопортретах. Живописец был любвеобилен, но со временем выбрал одну женщину, которую и взял в жены. Чечиллия Сольдано поначалу служила экономкой у Тициана. Она была привезена художником с его малой родины из северных областей Италии.

Дети у этой пары появились намного раньше того, как они обвенчались. В семейной жизни Тициан нажил четверых детей – двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов супруга художника скончалась.

Творчество длиною в жизнь

Свои полотна живописец творил, порой, довольно долго, останавливаясь и откладывая работу, если она не шла, не было вдохновения. Некоторые заказчики негодовали, торопили мастера, но то, что они получали, напрочь отбивало у них желание быть чем-то недовольными.

Думаю, что медлительность Тициана обусловлена тем, что он детально и четко прорисовывал все линии и черты человеческого тела и лица. Помимо этого, он же ещё превосходно читал внутренний мир человека, а чтобы грамотно и красиво отобразить всё на полотне, нужно время.

В 1533 году Вечеллио удостоили титула граф Палатинский. К этому времени он уже создал свои композиционные картины «Мадонна Пезаро», «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна». Одной из особенностей творчества Тициана была ещё так называемая групповая работа, которая по тем временам заменила фотографию.

Тициан Вечеллио «Мадонна Пезаро»,1526 год Местонахождение: Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия
Тициан Вечеллио «Мадонна Пезаро»,1526 год
Местонахождение: Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Венеция, Италия

На одном полотне изображалось несколько персон, например, родственников, что очень нравилось современникам Тициана. Помимо всего прочего, Вечеллио называли лучшим колористом своего времени. Он так умело смешивал краски, создавая различные оттенки, что портрет приобретал больше психологических свойств, чем у какого-либо другого живописца XVI века.

Тициан Вечеллио много путешествовал как по родной стране, так и за ее пределами. Ему заказывали портреты люди разного положения в обществе. Со временем, к 1550-м годам, наравне с библейскими сюжетами, в творчестве художника прочно обосновались мотивы красоты и естественности человеческого тела и создание различных аллегорий, как, например, «Аллегория благоразумия».

Тициан Вечеллио «Аллегория благоразумия», между 1550 и 1565 годами Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Тициан Вечеллио «Аллегория благоразумия», между 1550 и 1565 годами
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

К концу жизни живописец много экспериментировал с цветовой гаммой своих картин и способами нанесения на них краски. Например, это можно заметить на таких полотнах, как «Венера, завязывающая глаза Купидону», «Пьета», «Коронование терновым венцом». Джорджо Вазари говорил о Тициане:

«Не было такого именитого человека и знатной дамы, которых бы не коснулась его кисть. И в этом смысле не было, нет и не будет ему равных среди художников».
Тициан Вечеллио «Пьета», около 1576 года Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия
Тициан Вечеллио «Пьета», около 1576 года
Местонахождение: Галерея Академии, Венеция, Италия

При жизни этого гениального живописца уже именовали «Тициан Божественный», а потомки спустя двести лет после его смерти начертали на надгробии следующие слова:

«Здесь лежит великий Тициан Вечеллио – соперник Зевсов и Апеллесов».

Гениальный мастер кисти ушел из жизни в 1576 году, предположительно, заразившись чумой от своего сына. Эта болезнь часто возникала в Венеции из-за повышенной сырости. Считается, что пожилой художник ухаживал за больным сыном, и сам стал жертвой чумы.

Дом в Венеции, где жил Тициан / 24smi.org
Дом в Венеции, где жил Тициан / 24smi.org

Он рисовал до последнего вздоха, есть свидетельства того, что его нашли мертвого в мастерской, а в руке Тициан держал кисть. Смерть Вечеллио от чумы вызывает споры, так как падших от чумы граждан сжигали, а живописца похоронили по христианской традиции в земле. Возможно, для великого гения лишь сделали исключение, так как он был, без преувеличения, национальным достоянием Италии.

На обложке: Фрагмент картины Тициана Вечеллио «Автопортрет», 1550-1562 годы. Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий