«Суд Париса» – единый сюжет в разных работах Рубенса

Искусство

Мифологические сюжеты и, в частности, истории о Троянской войне и её предпосылках, некогда были одной из самых популярных тем в живописи. Немало работ, посвящённых сюжетам античных преданий, встречается у Питера Пауля Рубенса. И сейчас я хотела бы рассказать о его известном творении «Суд Париса».

Примечательно, что у Рубенса несколько картин с таким названием, причём каждая из них имеет свои стилистические особенности и неповторимые моменты. Выдающийся голландский художник сумел не только раскрыть сюжет известного мифа, но и передать со свойственным ему своеобразием образы и характеры главных героев предания. Какой же «Суд Париса» в интерпретации Рубенса? Как создавались эти работы?

Предание, вдохновившее Рубенса

Суд Париса неслучайно в античные времена был одним из самых популярных мифов. Через много столетий этот сюжет снова начинает вызывать интерес у мастеров – теперь уже не поэтов, а живописцев. Суть этого предания известна многим, но я всё-таки кратко перескажу его. Согласно легенде, в Трое жил некий Парис, который в дальнейшем оказался местным царевичем. Во время выпаса стад Парис встретил трёх богинь, которые попросили его рассудить их.

Все три небожительницы (а ими были Гера, Афина и Афродита) присутствовали на свадьбе Пелея и Фетиды. Именно там богиня раздора Эрида, обиженная тем, что молодые не пригласили её на торжество, решила подбросить в пиршественный зал яблоко. Фрукт был красивым и спелым, но главное – имел надпись: «Прекраснейшей».

Поскольку три верховных богини действительно были главными красавицами праздника, между ними разразился спор о том, кому именно предназначался заветный плод. Каждая из них предложила Парису свою помощь в осуществлении желаемого. Гера заявила, что он станет великим правителем, Афина обещала славу непобедимого воина, а Афродита (к слову, самая хитрая из них) сказала, что Париса полюбит самая красивая женщина мира.

Молодой красавец, конечно, отдал предпочтение богине любви. И, казалось бы, не было в этом ничего предосудительного, но именно этот выбор стал началом долгого противостояния и борьбы. Троянская война, разразившаяся из-за любви Париса и Елены Прекрасной, унесла множество жизней греков и стала настоящей трагедией для троянцев, потерявших свой город и видевших смерть земляков.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1639 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1639 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Особенности картин

Столь драматичный и насыщенный сюжет не мог не вдохновить Рубенса, известного мастера передач настроений и характеров. Однако живописец не стал демонстрировать кровавые ужасы войны – он предпочёл показать нам события вполне мирного характера, тот самый «Суд Париса», на котором смертный выбирал самую прекрасную из богинь. Джошуа Рейнолдс так говорил о работах мастера:

“Произведения Рубенса отличались от работ его предшественников, прежде всего, утончённым колоритом… Впечатление от его картин сравнимо с чувством, которое пробуждает в нас букет полевых цветов”.

Эти слова в полной мере могут отражать впечатления зрителя после взгляда на «Суд Париса». Как я уже сказала, живописец создал не одну, а несколько картин с таким названием. Самыми известными из них стали варианты, написанные в 1636 и 1639 годах.

Обращение к теме мифа о суде Париса позволило художнику вступить в своеобразный диалог с другими мастерами, изображавшими эту сцену. В этом случае открывались возможности «потягаться силой» с иными живописцами, а также продемонстрировать публике собственное видение истории и героев предания.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1625 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1625 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Разнообразие воплощений сюжета

Особенностью каждого из вариантов «Суда Париса» Рубенса является представление зрителям пасторальной сцены. Здесь нет ни намёка на то, что последует за этим «первым конкурсом красоты». Согласно преданию, Парис изображён в пастушьем одеянии. Вероятно, здесь он ещё не ведает, что является царевичем и, конечно, не догадывается о дальнейших событиях своей жизни.

Если взглянуть на «Суд Париса» 1636 года, то можно отметить интересные детали картины. Несмотря на свежесть образов, придание им пасторальной невинности, Рубенс «намекает» зрителю, что перед ним – не просто женщины, а богини. Рядом с Герой мы можем увидеть павлина (священная птица этой небесной покровительницы). На земле у ног Афины лежит щит (символ богини мудрости и войны). А вот возле Афродиты находится Купидон.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1636 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1636 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Помимо самых известных вариаций «Суда Париса», до наших дней сохранилась и картина Рубенса, написанная в 1606 году. На ней Афродита кажется менее напряжённой, чем на предыдущих работах, её поза расслабленная и уверенная. И, надо сказать, этому есть объяснение – Рубенс добавил весёлых шалунов Купидонов, которые мешают Афине и Гере. Видно, что один из проказников тянет на себя плащ Афины, а другой специально путает в накидке Геру.

При этом Парис, который вместе с Гермесом рассматривает богинь, выглядит не потрясённым красотой, а задумчивым. Он восседает в позе мыслителя, вероятно, стараясь объективно рассудить, кто же из претенденток на заветное яблоко является прекраснейшей.

Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1606 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Питер Пауль Рубенс «Суд Париса», 1606 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Не секрет, что Рубенсу нравилось писать картины на сюжеты античных мифов, но в случае с «Судом Париса» мастер превзошёл сам себя. Он создал несколько вариантов, причём однообразными их не сможет назвать даже самый строгий критик. В каждой из своих работ, посвящённой известному античному преданию, Рубенс сумел отразить и собственный взгляд на образы, и уникальность стиля, и неординарность воплощения этой истории.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий