Споры за авторское право и сосновый лес без медведей – как Иван Шишкин писал знаменитую картину

Искусство

«Утро в сосновом лесу» – одна из самых известных картин русского художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Это прекрасное изображение природы вызывает восхищение своей красотой и глубиной передачи лесной атмосферы. Однако не все знают, что самый заметный элемент картины – три медвежонка с медведицей – писал вовсе не Шишкин.

Природа, но без животных

Иван Шишкин, безусловно, заслуживает титула гениального мастера в своем жанре. Изображение природы было его страстью и призванием. Он не только испытывал к пейзажам особый интерес, но и подходил к ним с научной точностью и детальностью, как истинный ученый-исследователь.

Характерной особенностью творчества Шишкина было его уникальное владение техникой письма хвойных лесов. Он совершенствовал свое мастерство в создании детальных и реалистичных изображений хвойных деревьев, которые стали его визитной карточкой. Его полотна переполнены живыми деталями, передающими с фотографической точностью, к примеру, текстуру и фактуру деревьев, их особенности и характер.

Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Ивана Шишкина», 1880 Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Иван Николаевич Крамской «Портрет художника Ивана Шишкина», 1880
Местонахождение: Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия

Более того, Шишкин умело передавал игру света и тени на своих полотнах. Он использовал яркие и тонкие краски, чтобы создать эффект реального освещения и передать атмосферу времени суток и времени года.

Кто-то скажет, что «Утро в сосновом лесу» – вершина творения художника, но это не так. Хотя бы потому, что Шишкин посвятил жизнь развитию своего уникального таланта и эта картина является не единственным его шедевром.

Например, одна из его поздних работ, «Дождь в дубовом лесу», приводит в изумление своим неподдельным воссозданием природных явлений. Художник мастерски передает мгновение, когда летний дождь почти заканчивается, в воздухе остается едва заметное прозрачное марево, через которое уже проникают солнечные лучи, отражаясь от поверхности луж.

Иван Иванович Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Иванович Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Но если говорить об узнаваемости, то, конечно, «Утро в сосновом лесу» далеко впереди остальных полотен Шишкина (разве что «Рожь» немного может посоперничать). Центральный сюжет картины был использован для создания обложки шоколадных конфет «Мишка косолапый», а потом шоколада «Три медведя» (медведей у Шишкина, правда, четыре). В советское время репродукция этого полотна висела в каждой второй квартире, печаталась в учебниках и календарях.

Нет сомнения, что самым узнаваемым элементом картины являются забавные мишки с медведицей. Не зря же работу Шишкина часто ошибочно называют «Мишки в сосновом лесу». Вот только к медведям художник никакого отношения не имеет, ведь писал их совсем другой мастер.

На конфетах «Мишка косолапый» - фрагмент знаменитой картины / m.gazeta.ru
На конфетах «Мишка косолапый» – фрагмент знаменитой картины / m.gazeta.ru

Мишки раздора

Соавтором Шишкина стал художник-передвижник Константин Савицкий. Он не был анималистом, но написал несколько картин с изображением животных. Шишкин и Савицкий познакомились в Артели художников. Признанный мастер Шишкин и молодой Савицкий часто проводили время вместе, съезжались на пленэры и делились своими идеями и вдохновением. Их объединяла непреодолимая любовь к русскому лесу, его красоте и величию.

И вот однажды они завели разговор о том, что было бы потрясающе создать масштабную картину с изображением медведей. У Савицкого уже был опыт в изображении этих животных, на что Шишкин тут же ответил: «А что же ко мне не заглянете? У меня есть одна штуковина…».

Штуковиной и оказалась картина «Утро в сосновом лесу». Она была великолепна, но единственное, чего ей не хватало, – это именно медвежьего семейства. Савицкий не скрывал своего восхищения и желания дополнить полотно. Так в лесу появились знаменитые мишки. Картина приобрела новое измерение и жизнь, раскрывая свою красоту и гармонию с природой.

Медведи объединили двух художников, но они же их и рассорили. Шишкин впоследствии был недоволен доработкой своего сюжета, хотя и участвовал в разработке эскизов медвежьей семьи. А Савицкий считал, что именно он сделал «очередной пейзаж с деревьями» живым и интересным.

Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Иван Иванович Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Кто автор?

Масло в огонь добавила история с авторством и гонораром. Хотя в искусстве есть немало примеров соавторства, по поводу «Утра в сосновом лесу» разгорелись нешуточные споры.

Павел Третьяков приобрел полотно у Шишкина за впечатляющую сумму в 4 тысячи рублей. Узнав о таком щедром гонораре, Савицкий, который уж точно не получал подобные суммы, решил обратиться к соавтору за своей долей. Шишкин отдал другу тысячу рублей, что было воспринято Савицким как оскорбление.

Николай Карлович Грандковский «Портрет Константина Аполлоновича Савицкого», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Николай Карлович Грандковский «Портрет Константина Аполлоновича Савицкого», 1902 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Его самолюбие было задето – как так, его творчество было оценено всего лишь в четверть от стоимости картины! Савицкий даже заявил с горечью, что главное в картине – это медведи, а лес является всего лишь фоном.

Тогда Шишкин предложил Савицкому зафиксировать соавторство и поставить на картине подпись рядом с его собственной. Но тут возмутился уже Третьяков. Когда он получил картину с подписью двух художников, он недовольно воскликнул:

«Я приобрел картину у Шишкина. Почему тут Савицкий? Что за нелепость!».

Он приказал подать ему скипидару и лично стер подпись Савицкого. Тут еще и вышла статья поэта и публициста Василия Михеева. По его мнению, Иван Шишкин смог мастерски передать атмосферу леса. А вот изображение медведей не соответствует общему качеству картины: они немного выбиваются из контекста и не настолько убедительно передают естественное движение и форму животных.

Медвежья семья, ставшая причиной раздора между художниками
Медвежья семья, ставшая причиной раздора между художниками

Все же с Михеевым можно было бы поспорить. Савицкий, изобразив медведей, добавил картине уникальности и узнаваемости. Они стали неотъемлемой частью композиции, изюминкой и завершением выдающегося пейзажа Шишкина.

На обложке: Картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» в Третьяковской галерее / posmos.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий