В «Малом академическом словаре» слово «кафтан» означает «старинную мужскую долгополую верхнюю одежду». У И. С. Тургенева можно встретить в его рассказе «Два помещика» этот вид одежды на многих его героях: «Людей у Мардария Аполлоныча множество, и все одеты по-старинному: в длинные синие кафтаны с высокими воротниками».
В «Энциклопедии моды и одежды» даётся расширенное пояснение слову «кафтан». Оно из персидского языка и обозначает «старинную верхнюю распашную мужскую и женскую одежду с глубоким запахом».
Из того же источника узнаём, что в моде Руси этот вид одежды был очень распространён. По отделке и качеству материала можно было определить принадлежность хозяина кафтана к тому или иному слою населения: бархат, парча, дорогое сукно и меха использовали богатые люди, а малоимущие носили одежду из дешёвых тканей.
Названия и назначение кафтанов
Кафтаны были модным видом одежды, а потому имели самый разный вид кроя и назначение. Они были длинными и смирными, ездовыми и становыми. Не было местности на Руси, где бы не носили кафтаны.
Сначала кафтаны представляли собой свободную одежду, которую носили персидские воины и царское окружение.
У кафтана обязательно шились длинные рукава и широкий пояс. Европа, как истинная законодательница моды, изменила этот популярный вид верхней одежды.
Изменения, которые пережил кафтан
В европейских странах этот вид одежды стал узким, носили в основном люди пожилого возраста, а Италия ввела кафтаны со стоячими воротниками. Так и продолжали видоизменять эту популярную верхнюю одежду вплоть до 20 века.
На Руси шили двубортные кафтаны, у которых были глубокие запахи, удлинённые рукава и застёжка слева. По бокам портные делали клинья, а спинку кроили цельную. Появлялись полукафтаны, которые имели небольшую длину.
Существовали и специальные парадные костюмы, в состав которых входил кафтан, сшитый из шёлка и бархата, богато украшенный вышивками и дорогими каменьями. Ярким примером такого наряда было мундирное платье, сшитое для Екатерины II.
Литературные примеры употребления слова «кафтан»
В несожжённом первом томе программного произведения о мёртвых душах у Николая Васильевича Гоголя есть упоминание об этом виде одежды:
«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».
В некоторых литературных произведениях слово «кафтан» приобрело неодобрительный характер. Выражение «тришкин кафтан» использовано в басне И. А. Крылова в значении «исправления, не приносящие пользы делу».
История кафтана
С 10 по 12 века на Руси использовался плащ. Это была одежда знати. Кроме того, использовались верхние рубахи: свита, не имеющая запаха (её надевали через голову и шили из плотного тёплого материала); куртка (распашная короткая одежда); свита с запахом; кафтаны.
В 17 веке в женском гардеробе стали появляться сарафаны, которые вначале носили только мужчины. А гардероб мужчин обновился турецким кафтаном. В дальнейшем, при дворе Ивана III складывается новая мода: долгополые богатые одежды с длинными рукавами.
При Петре I знать прекратила носить русскую одежду, кафтан перешёл к народу и стал повседневной одеждой. Из века в век кафтан менял свой вид и своё назначение.
В 20 столетии с гражданской войной и коллективизацией население обеднело: сменилась ткань и качество пошива. Утратилось умение шить кафтаны вместе со старинными образцами этого вида одежды.
Ещё немного литературы
В «Чёрной стреле» Роберта Льюиса Стивенсона описан внешний вид героев: «Откинув свои длинные плащи, они появились в простых зелёных кафтанах».
И снова у Ивана Сергеевича Тургенева в «Записках охотника» можно прочитать:
«Соберутся псари в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят».
Всегда интересна история родного государства. Любознательного человека и настоящего патриота своей Родины интересует всё: политика, образование, искусство, мода в каждой области и, конечно же, в одежде.