Сказал слово «кафтан» – будто в русскую сказку попал

Кафтан Что это?

В «Малом академическом словаре» слово «кафтан» означает «старинную мужскую долгополую верхнюю одежду». У И. С. Тургенева можно встретить в его рассказе «Два помещика» этот вид одежды на многих его героях: «Людей у Мардария Аполлоныча множество, и все одеты по-старинному: в длинные синие кафтаны с высокими воротниками».

В «Энциклопедии моды и одежды» даётся расширенное пояснение слову «кафтан». Оно из персидского языка и обозначает «старинную верхнюю распашную мужскую и женскую одежду с глубоким запахом».

Из того же источника узнаём, что в моде Руси этот вид одежды был очень распространён. По отделке и качеству материала можно было определить принадлежность хозяина кафтана к тому или иному слою населения: бархат, парча, дорогое сукно и меха использовали богатые люди, а малоимущие носили одежду из дешёвых тканей.

Крестьянин в азяме (кафтане) Казанская губерния, 1877 год
Крестьянин в азяме (кафтане) Казанская губерния, 1877 год

Названия и назначение кафтанов

Кафтаны были модным видом одежды, а потому имели самый разный вид кроя и назначение. Они были длинными и смирными, ездовыми и становыми. Не было местности на Руси, где бы не носили кафтаны.

Сначала кафтаны представляли собой свободную одежду, которую носили персидские воины и царское окружение.

У кафтана обязательно шились длинные рукава и широкий пояс. Европа, как истинная законодательница моды, изменила этот популярный вид верхней одежды.

Польский кафтан Петра Великого / © Фёдор Григорьевич Солнцев
Польский кафтан Петра Великого / © Фёдор Григорьевич Солнцев

Изменения, которые пережил кафтан

В европейских странах этот вид одежды стал узким, носили в основном люди пожилого возраста, а Италия ввела кафтаны со стоячими воротниками. Так и продолжали видоизменять эту популярную верхнюю одежду вплоть до 20 века.

На Руси шили двубортные кафтаны, у которых были глубокие запахи, удлинённые рукава и застёжка слева. По бокам портные делали клинья, а спинку кроили цельную. Появлялись полукафтаны, которые имели небольшую длину.

Мундирное платье Екатерины II по форме лейб гвардии Конного полка, 1776 год Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Мундирное платье Екатерины II по форме лейб гвардии Конного полка, 1776 год
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Существовали и специальные парадные костюмы, в состав которых входил кафтан, сшитый из шёлка и бархата, богато украшенный вышивками и дорогими каменьями. Ярким примером такого наряда было мундирное платье, сшитое для Екатерины II.

Литературные примеры употребления слова «кафтан»

В несожжённом первом томе программного произведения о мёртвых душах у Николая Васильевича Гоголя есть упоминание об этом виде одежды:

«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно-непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

В некоторых литературных произведениях слово «кафтан» приобрело неодобрительный характер. Выражение «тришкин кафтан» использовано в басне И. А. Крылова в значении «исправления, не приносящие пользы делу».

Князь Феликс Юсупов в боярском кафтане на костюмированном балу в Лондоне, 1912 год
Князь Феликс Юсупов в боярском кафтане на костюмированном балу в Лондоне, 1912 год

История кафтана

С 10 по 12 века на Руси использовался плащ. Это была одежда знати. Кроме того, использовались верхние рубахи: свита, не имеющая запаха (её надевали через голову и шили из плотного тёплого материала); куртка (распашная короткая одежда); свита с запахом; кафтаны.

В 17 веке в женском гардеробе стали появляться сарафаны, которые вначале носили только мужчины. А гардероб мужчин обновился турецким кафтаном. В дальнейшем, при дворе Ивана III складывается новая мода: долгополые богатые одежды с длинными рукавами.

При Петре I знать прекратила носить русскую одежду, кафтан перешёл к народу и стал повседневной одеждой. Из века в век кафтан менял свой вид и своё назначение.

В 20 столетии с гражданской войной и коллективизацией население обеднело: сменилась ткань и качество пошива. Утратилось умение шить кафтаны вместе со старинными образцами этого вида одежды.

Кафтаны были самых разных цветов. Андрей Петрович Рябушкин «Едут!», 1901 год Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Кафтаны были самых разных цветов.
Андрей Петрович Рябушкин «Едут!», 1901 год
Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия

Ещё немного литературы

В «Чёрной стреле» Роберта Льюиса Стивенсона описан внешний вид героев: «Откинув свои длинные плащи, они появились в простых зелёных кафтанах».

Боярский кафтан в современном исполнении от Дома русской одежды Валентины Аверьяновой / slavmoda.com
Боярский кафтан в современном исполнении от Дома русской одежды Валентины Аверьяновой / slavmoda.com

И снова у Ивана Сергеевича Тургенева в «Записках охотника» можно прочитать:

«Соберутся псари в красных кафтанах с галунами и в трубу протрубят».

Всегда интересна история родного государства. Любознательного человека и настоящего патриота своей Родины интересует всё: политика, образование, искусство, мода в каждой области и, конечно же, в одежде.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий