Душегрея – то, что греет не только тело, но и душу

Константин Егорович Маковский Фрагмент этюда Боярышня, Частная коллекция Что это?

Какое интересное слово родилось на Руси в XVII веке. Синонимов у душегреи было много. В зависимости от названия, душегрея имела отличие в пошиве и в применении.

По некоторым фактам, которые были использованы для создания музейных экспозиций, считалось, что у душегреи не было ни воротника, ни рукавов. Иногда встречались экспонаты с застёжкой, рукавами и утеплённого вида. Душегрея выдавала себя в этом случае своей короткой длиной.

Особенности душегреи

Девушка украшала свою одежду, расшивая её золотом и серебром, используя цветы и гроздья винограда в орнаменте вышивки. Обязательно присутствовала золотая бахрома. Носили душегрею поверх сарафана, если это был летний вариант.

К праздничной душегрее добавляли вышивку жемчугом и надевали даже в жаркую погоду, если надо было показать, к какому сословию относилась девушка и какая её семья по зажиточности. Иногда к душегрее подшивали шёлковую или меховую подкладку.

В некоторых губерниях можно было услышать синонимичные названия душегреи. Покрой такой одежды был абсолютно аналогичен, поэтому позволительно считать, что «епанечка» и «кацавейка» – это синонимы душегреи.

Женский праздничный костюм с душегреей, первая половина ХIХ века Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Женский праздничный костюм с душегреей, первая половина ХIХ века
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Словари нам в помощь

Так как разговор идёт о старине, то целесообразно первоначально обратиться к энциклопедическим сведениям. Словарь даёт такое толкование «душегрее»: «тёплая кофта без рукавов (обычно на вате, меху)». Что нам предложат новое о душегрее другие словари?

Повторяться не стоит, поэтому выбираем только, то, о чём умолчал энциклопедический словарь. Ожегов добавил, что у этого вида одежды были сборки по талии. Ефремова в словарной статье добавила, что душегрея – «часть старинного женского русского костюма». Теперь, собрав всё воедино, можно представить себе, как одевались женщины на Руси в далёкие XVII-XVIII века.

Карл Богданович Вениг «Русская девушка», 1904 год Местонахождение: Частная коллекция
Карл Богданович Вениг «Русская девушка», 1904 год
Местонахождение: Частная коллекция

Немного истории

Чем была хороша одежда наших предков? Все традиционные костюмы шились с душой, с индивидуальным подходом или самостоятельно той девушкой или женщиной, которым предстояло эту одежду носить. О бездушном конвейерном производстве не было и речи.

По этой причине одежда наших далёких предков была своеобразным оберегом от злых сил. Даже названия для таких видов одежды подбирались с умыслом: с самого начала рубахи, понёвы, костюмы выполняли своё прямое назначение – уберечь своего хозяина от лишних глаз.

Девушка в душегрее. Иллюстрация из книги «Русский народный костюм. Государственный исторический музей», издательство «Советская Россия», 1989 год
Девушка в душегрее. Иллюстрация из книги «Русский народный костюм. Государственный исторический музей», издательство «Советская Россия», 1989 год

Слово «душегрея» в литературе

«Вскоре после болезни отец обвенчался. Невеста, молодая и высокая, была одета в голубой сарафан, шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей» (из произведения «Жизнь Матвея Кожемякина»  Максима Горького).

У этого же автора в одной из частей его трилогии «Детство. В людях. Мои университеты» герой увидел множество нарядов, среди которых был наряд, названный словом, интересующим нас больше всего:

«В сундуках у него лежало множество диковинных нарядов: штофные юбки, атласные душегреи, шелковые сарафаны, тканные серебром, кики и кокошники, шитые жемчугами, головки и косынки ярких цветов, тяжелые мордовские мониста, ожерелья из цветных камней; он сносил всё это охапками в комнаты матери, раскладывал по стульям, по столам, мать любовалась нарядами…».
Русский стиль в XXI веке. Душегрея от Дома русской одежды Валентины Аверьяновой / slavmoda.com
Русский стиль в XXI веке. Душегрея от Дома русской одежды Валентины Аверьяновой / slavmoda.com

Слово «душегрея» использовалось писателями для создания той обстановки, которую они описывали в своих произведениях, а русские красавицы, следившие за модой, носили такую одежду с удовольствием.

На обложке: Фрагмент этюда Константина Егоровича Маковского «Боярышня». Местонахождение: Частная коллекция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий