«Самсон и Далила» – особенные символы на полотне Рубенса

Искусство

Питера Пауля Рубенса по праву можно назвать не только выдающимся художником, но и мастером изображения сюжетов преданий и легенд. Одной из самых известных его картин стала «Самсон и Далила», творение, написанное в 1609-1610 годах. На ней запечатлена сцена из известного библейского сказания.

Казалось бы, Рубенс просто раскрывает нам своё видение этой истории, однако не всё так просто. Как истинный гений, живописец оставил для зрителя немало символов, которые следует не только заметить, но и разгадать. Кроме того, здесь очень колоритными являются образы главных героев. Но самое интересно то, что сегодня некоторые исследователи подвергают сомнению авторство Рубенса касательно этого полотна. Так в чём же секрет «Самсона и Далилы»?

Знаменитое предание

Фламандский художник Питер Пауль Рубенс является одним из знаменитых живописцев, в творческом наследии которого есть немало полотен с изображением мифологических сюжетов. Нередко мастер обращался и к библейской тематике, причём одним из воплощений известных образов стала картина «Самсон и Далила». Создавалась она в 1609-1610 годы. До наших дней дошли два предварительных эскиза, созданные Рубенсом. Один из них написан тушью на бумажной основе, другой – маслом на дереве.

Прежде, чем приступить к нашему знакомству с творением Рубенса, я предлагаю вспомнить тот самый сюжет из библейской легенды, которая вдохновила живописца на написание картины. Предание рассказывает нам о многолетней вражде между филистимлянами и израильтянами. Поскольку первые были гораздо воинственнее и сильнее вторых, Господь послал израильтянам силача, которого не могло одолеть в бою целое войско – Самсона. По иронии судьбы грозный богатырь без памяти влюбился в филистимлянскую девушку Далилу, на которой женился.

Увы, сама Далила оставалась верной не супругу, а своим соотечественникам. Она, как и многие другие филистимляне, мечтала о покорении израильского народа. Однако главной проблемой был Самсон. По наставлению соплеменников Далила решила разведать, в чём кроется сила воина. Тот, доверившись ей, рассказал, что вся его мощь скрыта в волосах.

Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1623 год Местонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1623 год
Местонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания

 

В назначенный день, а вернее – ночь, Далила осуществила коварный план, который был заранее подготовлен её соратниками. В Книге Судей значится:

“И усыпила его (Далила) на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он (Самсон) ослабевать, и отступила от него сила его”.
Питер Пауль Рубенс «Самсон и Далила», около 1609-1610 годов Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Питер Пауль Рубенс «Самсон и Далила», около 1609-1610 годов
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

Самсон, потерявший силу, оказался скованным. Филистимляне поместили его в подземелье своего дворца, где силач был обречён погибнуть в мучениях. Но пока мучители истязали богатыря, волосы его понемногу вырастали. Ощутив, что снова может быть бесконечно могучим, Самсон рванул на себя цепи. Колонны, к которым он был прикован, рухнули. Дворец стал могилой как для Самсона, так и для многих сотен его врагов.

Особенности картины

Итак, с преданием мы уже знакомы, а потому предлагаю взглянуть на картину. Рубенс изобразил момент, когда Самсон только начинает засыпать. Он положил голову на колени Далилы и, конечно, ещё не ведает о своей дальнейшей участи. Более того, столь явная покорность и расслабленность показывают, что Самсон и предположить не может, будто любимая жена затеяла недоброе.

Интересно, что Рубенс для усиления эффекта несколько отошёл от привычного нам библейского сюжета. На картине мы видим четыре ярко освещённых лица – именно эти четыре человека привлекают особенное внимание. Первый – конечно, Самсон. Здесь он кажется беззащитным и слабым, что удивительно контрастирует с могучим торсом и сильным телом.

Второй человек – его возлюбленная Далила. Рубенс неслучайно придал женщине такую позу и облачил именно в этот наряд. Обнажённая грудь Далилы и алый цвет её платья могут указывать на пагубную страсть, порочность. Более того, возле женщины мы видим третье лицо – старуху.

Человек, состригающий волосы, действует очень аккуратно, боясь разбудить Самсона
Человек, состригающий волосы, действует очень аккуратно, боясь разбудить Самсона

Рубенс переместил место действия в публичный дом. Старая сводница, вероятно, и была тем человеком, который познакомил коварную Далилу с Самсоном. Посмотрите на стену позади старухи. Именно на ней мы видим изображение Венеры, римской богини любви, с Купидоном. Символичным моментом является одинаковый наклон головы у богини и Далилы. Вероятно, именно так Рубенс подчёркивает неверность, порочность языческих верований.

Не менее ярким является и четвёртый образ, отмеченный живописцем. Это – человек, который состригает волосы с головы Самсона. Он действует очень аккуратно, боясь разбудить богатыря. На заднем плане, в дверях, можно заметить филистимлян, готовящихся ворваться в комнату. Судя по облачению, это искусные воины. В их руках – оружие, приготовленное для ослепления и связывания силача. Мы-то знаем, что противостоять он им не сможет.

Благодаря использованным красноречивым символам Рубенс словно намекает нам на главную идею – и сюжета предания, и самой картины. Живописец подчёркивает, что даже могучая сила может оказаться слабой и беззащитной перед пороком, которому предаётся человек. Тот, кто выберет неверный путь, непременно понесёт кару.

Явная покорность и расслабленность показывают, что Самсон не ожидает предательства от любимой жены
Явная покорность и расслабленность показывают, что Самсон не ожидает предательства от любимой жены

Напоследок хочу отметить, что исследователи высказали сомнения по поводу авторства Рубенса в написании картины «Самсон и Далила». В иностранных средствах массовой информации появились известия о том, что изучить работы Рубенса решили швейцарские эксперты, специализирующиеся на работе с нейросетями. Искусственный интеллект определил, что вероятность авторства Рубенса составляет лишь 8,2% (тогда как в большинстве случаев его работы получают 98-99%). Конечно, всё относительно, но «Самсон и Далила» может немало удивить нас в дальнейшем.

На обложке: Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила», около 1609-1610 годов. Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

МУСАГЕТ
Добавить комментарий