Питер Пауль Рубенс считается одной из самых значимых фигур, представляющих стиль барокко в искусстве. Этот живописец был достаточно плодовит в своём творчестве. До сегодняшнего дня ещё до конца не изучены все его работы. В творчестве Пауля Рубенса встречаются картины на абсолютно различные тематики. Он писал и на мифологические сюжеты, и на религиозные, затрагивал темы истории, рисовал пейзажи, портреты. В итоге, по подсчетам на сегодняшний день, Рубенс оставил после себя 3 000 картин.
Его не зря называют живописцем королей, ведь именно испанский король Филипп IV возвёл его в дворянский титул. А король Англии Карл I пожаловал художнику рыцарское звание. Пауля Рубенса можно назвать человеком мира, он стал успешен во многих странах, причем не только благодаря своему творчеству. Живописец был дипломатом и очень успешным по тем временам предпринимателем.
«Рубенс – одна из сияющих вершин в горной цепи выдающихся художников мировой культуры» – говорит о живописце искусствовед Александр Таиров.
Примечательно, что Рубенс был учителем ещё одного известного живописца Антониса Ван Дейка. И это не удивительно, ведь Пауль Рубенс использовал в своей технике живописи всевозможные сложные ракурсы, позы, жесты. Его полотна имели грандиозный размер. Итак, как же пришёл ко всему этому Питер Пауль Рубенс?
Начало начал
В начале рассказа об этом художнике хочется отметить интересную драматическую историю его отца. У принца Вильгельма I Оранского, который организовал революцию в Нидерландах, была жена Анна, которую он не любил, да и на время своих активных политических дел подзабыл. Анна Саксонская имела четверых детей от принца, но положение её было достаточно зыбким. Вильгельма могли сместить в любой момент, а как обеспечить себе и детям достойную жизнь в случае неудачи супруга в политической игре? Ведь до замужества Анна была хоть и не самой красивой невестой, но зато самой богатой, а ныне её состояние было в руках мужа.
Было очевидным то, что Вильгельм польстился именно на приданое невесты, чтобы иметь возможность осуществить на эти средства революцию. Анна Саксонская хотела отсудить у принца Оранского хотя бы часть своего имущества, чтобы иметь, выражаясь по-современному, подушку безопасности. Тут-то и вступает в игру семья Рубенсов, а именно его отец.
Ян Рубенс был адвокатом, его Анна пригласила для консультаций по интересующим её вопросам имущества. Как отмечают современники, Ян слыл не только хорошим специалистом, но и был хорош собой. Из-за чего и возникли подозрения, что адвокат ходит к Анне Саксонской не только для консультаций. К тому же, давно не видевшаяся с мужем Анна вдруг оказалась беременной. Естественно, все подозрения тут же пали на Яна Рубенса, его посадили в тюрьму. В этой истории не только жена принца Оранского была несвободной дамой, но и адвокат был женат.
Жена Рубенса, у которой также было четверо детей, трое сыновей и дочь, не хотела остаться без помощи мужа. Она просила помиловать мужа, об этом же просила и виновница ареста адвоката, так как ему грозила смертная казнь. Продержав некоторое время Яна Рубенса под арестом, его всё же выпускают, сохранив жизнь, но отправляют в ссылку. Именно в этой ссылке Ян стал отцом будущего живописца Питера Пауля. При этом, до сих пор достоверно не доказано, была ли между адвокатом и принцессой романтическая связь.
Возможно, всё это было лишь частью политической игры герцога Оранского, которому нужно было сохранить деньги жены при себе. Не так скоро отстали и от семьи Рубенса, им пришлось заплатить немалый залог за свободу. После смерти мужа матери Питера Пауля Рубенса было позволено вернуться в родной город Антверпен, куда она и приехала со своими детьми.
Рубенс – ребенок с феноменальной памятью
Как мы уже знаем, родился Питер Пауль, когда родители отбывали ссылку в небольшом провинциальном городке Зиген. Маленький Рубенс появился на свет в семье Яна Рубенса и Марии Пейпелинкс 28 июня 1577 года. Вскоре стало очевидным, что мальчик обладает феноменальной памятью. Он выучил латынь, греческий язык и ещё три иностранных языка.
Начальное образование, как и его братья, Питер получил в иезуитском колледже. Позже, когда мальчик проявил талант к живописи и изъявил желание заниматься ею профессионально, мать отправила его к родственникам, которые имели отношение к искусству. Юный Рубенс не только учился, но и работал. Он был в услужении у одной графини. Эта работа помогла ему усвоить светские манеры, что очень пригодилось ему в жизни. Пауль десять лет терпеливо обучался искусству живописи, что затем дало свои плоды.
Путь живописца
В 1598 году Питера Пауля приняли в гильдию Святого Луки в городе Антверпене. Там он числился как свободный художник. Это было немаловажным шагом на пути живописца, теперь он был признанным художником и мог открыть свою мастерскую. В этот период Рубенс создал лишь одно более-менее значащее полотно – «Портрет молодого ученого». В данной картине хорошо прослеживаются черты классической голландской живописи.
1600 год стал значимым в жизни и творчестве Рубенса. Он поехал в Италию и надолго задержался там. В этой стране у фламандского живописца судьба сложилась очень удачно. Он попал на службу ко двору местного герцога. Герцог Мантуанский Винченцо I Гонзага слыл большим эстетом и коллекционером.
Искусствовед Оксана Санжарова про становление Рубенса придворным художником герцога говорит так:
«Герцогу не то, чтобы нужен был очень хороший художник, ему был нужен мощный копиист. Герцог хотел, чтобы у него была коллекция не слабее, чем у остальных герцогов. Ему хотелось собрать у себя портретную галерею самых прекрасных красавиц, как итальянских, так и не итальянских, как нынешних, так и времен прошлого».
Рубенс с детского возраста умел очень хорошо делать копии с известных полотен. К тому же, Питер Пауль путешествует и скупает для герцога новые полотна для пополнения коллекции. В поездках художник делает заметки, пишет портреты аристократов.
После Италии
Когда Рубенс вернулся на родную землю в Антверпен, его имя было уже достаточно известным. Он слыл отличным портретистом. После того, как Питер написал портреты эрцгерцога Альбрехта и инфанты Изабеллы, он стал их придворным художником с приличным ежемесячным жалованием.
В тридцатилетнем возрасте Рубенс встретил юную девушку Изабеллу Брант, ей было восемнадцать лет. Художник полюбил Изабеллу. Она была далека от светских кругов, и ему было легко с ней. Возлюбленные поженились, и Пауль нарисовал в честь этого радостного события их совместный свадебный портрет. Пара прожила вместе 17 лет, они были бы счастливы и дольше, но Изабелла рано ушла из жизни, заболев чумой. К счастью Пауля, любимая жена успела оставить живописцу троих детей. Старшая дочь была любимой моделью Рубенса, но она скончалась в возрасте 12 лет.
Мастер кисти не остался надолго вдовцом. Второй брак его состоялся с ещё большей разницей в возрасте между женихом и невестой. Рубенсу было 53 года на момент второй женитьбы, а его избраннице Елене всего 16 лет. Она была ровесницей сына своего мужа.
Этот брак был счастливым и продлился до самой смерти художника. От брака с Еленой у Рубенса тоже были дети. Он писал портреты жены, детей, совместные портреты. Елену он считал источником своего вдохновения.
Идеал красоты
У художника Пауля Рубенса был свой идеал красоты. Им он считал пышные женские формы, которые впоследствии были названы рубенсовскими. К примеру, идеал красоты по Рубенсу можно наблюдать на его картине «Три грации».
В отличие от скульптурного изображения трех граций и живописных работ других художников, Рубенс имел немного другое представление о них. Грации Питера Пауля имели довольно пышные формы, на которых, как бы сегодня сказали, был виден целлюлит.
При этом, моделью Рубенса для написания одной из граций была молодая жена художника. Что интересно, пока Рубенс был жив, он хранил картины, где была изображена его жена в обнаженном виде, дома, нигде не выставляя, а когда живописца не стало Елена хотела уничтожить все эти полотна.
Женщина стыдилась показать миру свои обнажённые формы. Если бы не испанский король Филипп IV, который выкупил большинство картин Рубенса, мир не увидел бы многих шедевров знаменитого мастера.
Работы Рубенса
Не секрет, что в более поздние годы признанный мастер не писал картины от первого мазка до последнего сам. Обычно он делал эскизы, а на дорисовку отдавал полотно своим ученикам. Они прорисовывали все детали картин. При этом лица на своих полотнах Рубенс всегда прорисовывал самолично. Стоит отметить, что если заказчик хотел получить картину, написанную полностью самим мастером, то стоило это удовольствие довольно дорого.
Мастерские Пауля Рубенса считались очень престижным местом. Попасть к нему мог не каждый художник. Некоторые полотна в мастерской Рубенса создавались сразу несколькими живописцами, где каждый рисовал свои детали.
Рубенс принимал заказы от многих монарших особ. Среди них была и знаменитая Мария Медичи – мать французского короля Людовика XIII. Мастерской Рубенса была заказана целая галерея картин для резиденции Марии Медичи в Париже – Люксембургского дворца.
Для своего времени Питер Пауль Рубенс прожил немало, целых 62 года. В 1639 году он завершил свой последний автопортрет. Живописец добился всего в своей жизни: и признания общественности, и состоятельного положения в обществе, и счастливой семейной жизни. Он оставил после себя большой и яркий след в живописи.
Последний автопортрет – хорошее тому подтверждение. С него на нас смотрит пожилой состоявшийся человек, одним словом – настоящий аристократ. Сердце выдающегося мастера перестало биться в 1640 году 30 мая.
На обложке: Фрагмент картины Питера Пауля Рубенса «Автопортрет», 1628 год. Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия