Понёва – часть традиционной русской одежды

Праздничный костюм молодой женщины, Воронежская губерния, конец XIX - начало XX века - Айша Камчатка Что это?

Юбка, именовавшаяся понёвой, была домотканой. Делалась она из шерсти и являлась национальной одеждой крестьянок из Белоруссии и Южной России. Названий этой юбки не отличается разнообразием, но всё же варианты есть. Это объясняется особенностями произношения буквы «ё». В разных губерниях её произносили по-своему, из-за чего слово «понёва» видоизменялось.

У понёвы есть несколько версий значений, которые связаны с тем, из чего сшита юбка и с её необычным кроем: просто «кусок ткани», «завес» и «пелена». Понёва шилась из шерстяной клетчатой ткани. По типу закрепления юбки на женской фигуре понёва относится к варианту набедренной одежды.

Понёва очень похожа на юбку, но всё же это не такой вид одежды, он сильно отличается от настоящей юбки. Для одной понёвы нужно было несколько полотен шириной 35 сантиметров. Изготовление таких полотен производилось на ткацком станке.

Молодая мама из Тамбовской губернии в понёве
Молодая мама из Тамбовской губернии в понёве

Из истории обряда и пошива понёвы

В народном костюме понёву надевали поверх рубахи. На Руси был целый обряд по ношению этой юбки-лоскутов. Выходящей замуж девушке нужно было носить шерстяную юбку, к которой добавлялась верхняя часть одежды, то есть плечевая, добавлялся головной убор. Весь такой комплект одежды носил название «понёвный». C XX века понёву стали носить только крестьянские женщины. Девушка, которой была недовольна хозяйка, оказавшись в немилости, должна была облачиться в понёву.

Лоскуты понёвы полностью не сшивались. Длина юбки была такой же, как у рубахи. Каждый регион регулировал длину понёвы самостоятельно. А юбку иногда преднамеренно приподнимали, чтобы продемонстрировать вышивку на рубахе. Это для женщины было очень важно: она сама занималась украшением своей одежды. Таким образом она показывала своё мастерство.

И ещё у понёвы была одна особенность. Ткань ткалась не только из шерсти, но и использовали крапиву и коноплю. Делали подкладку из холста. Поясок изготавливали из скрученных ниток шерсти или льна. Мастерицы не ограничивались шнуром, свитым из ниток, украшали тесьмой и кистями.

Красивая вишнёвая понёва от Дарьи Белогоровой / livemaster.ru
Красивая вишнёвая понёва от Дарьи Белогоровой / livemaster.ru

Варианты кроя и украшения понёвы

По этой необычной юбке можно было узнать, к какой губернии, уезду и даже конкретной деревне принадлежала женщина. В каждой местности по-своему оформляли понёву. Вышивка красными, чёрными и белыми нитками применялась в двух губерниях: Рязанской и Тульской.

В северных районах на Рязанщине понёву шили в чёрном или тёмно-синем цвете, а клетки оформляли белыми или цветными нитками. Калужская губерния славилась своими ткаными узорами на юбке. Это подтверждено археологами и этнографами.

Понёва могла рассказать о многом. Юбка могла свидетельствовать о материальном положении семьи. По понёве угадывали сколько лет женщине и какое количество детей она воспитывает. Такие сведения внимательный наблюдатель определял по цвету вышивки. Кроме того говорящими на понёве были сложность узоров и их количество, наличие украшений на юбке.

Понёва к костюму Воронежской губернии конца XIX века Местонахождение: Музей народных ремёсел и промыслов, Елец, Россия
Понёва к костюму Воронежской губернии конца XIX века
Местонахождение: Музей народных ремёсел и промыслов, Елец, Россия

Цитаты из классической литературы

Стоит снова обратиться к русской классике, чтобы доказать существование понёвы и её назначении. Сначала возьмём для примера 1863 год. В этот период творил Лесков Н. С. В его «Житии одной бабы» название юбки используется с описанием цветовой гаммы этого вида одежды:

«В притворе церковном свахи завернули ей косу под белую женскую повязку с красной бумажной бахромой; надели паневу с мишурным позументом и синей прошвой спереди; одели опять в белый тулуп и повезли в дом свекра».
Понёва праздничная, село Роговатое Старооскольского района, первая четверть XX века Местонахождение: Государственный музей народной культуры, Белгород, Россия
Понёва праздничная, село Роговатое Старооскольского района, первая четверть XX века
Местонахождение: Государственный музей народной культуры, Белгород, Россия

Ещё раньше о понёве заговорил И. С. Тургенев:

«За несколько медных грошей баба отдает «орлу» не только всякую ненужную тряпицу, но часто даже мужнину рубаху и собственную паневу». («Записки охотника»).

В разговоре о понёве было сказано о хозяйской немилости. Как доказательство, стоит привести в пример ещё одну цитату из произведения «Людоедка» Н.Гейнце:

«Тащи ее в людскую избу… Чтобы в доме моем ее духу не было… Одеть в паневу… За скотиной пусть ходит… Я с ней еще переведаюсь! — крикнула она Даше и, оттолкнув ногой почти бесчувственную Машу, уселась на диван, тяжело дыша и отдуваясь».
Сергей Арсеньевич Виноградов «Баба», 1890 год Местонахождение: Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск, Россия
Сергей Арсеньевич Виноградов «Баба», 1890 год
Местонахождение: Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск, Россия

О многом могла рассказать женская юбка, потому что существовали разные виды понёвы: по расцветке и по крою. Распашные понёвы обязательно были открыты либо сбоку, либо спереди. Такие понёвы имели три полотна (растополка или разнополка). Встречались и понёвы, которые шились полностью глухими. В них было и четвёртое, короче других полотно (прошва). Оно украшалось вышивкой, в понёве с прошвой женщины ездили в город.

На обложке: Праздничный костюм молодой женщины, Воронежская губерния, конец XIX – начало XX века / © Айша Камчатка

МУСАГЕТ
Добавить комментарий