Динамичные картины с мощной экспрессией всегда вызывают особый интерес у публики. Именно к таким творениям можно отнести «Похищение дочерей Левкиппа» Питера Пауля Рубенса. Это полотно имеет массу уникальных особенностей.
Диагональная композиция кажется очень необычной в сравнении с типичными работами художников того времени. Помимо этого, привлекают взгляд и действующие лица, история которых взята из известного античного предания. Что же произошло с дочерьми Левкиппа? Какие интересные приёмы использовал Рубенс для усиления эффекта от картины? Чем примечательна эта работа?
Сюжет картины и мифа
Питер Пауль Рубенс нередко использовал для своих шедевров сюжеты древнегреческих мифов. Об одном из таких нам “рассказывает” и «Похищение дочерей Левкиппа». Основой сюжета стала легенда о Касторе и Поллуксе, сыновьях Зевса и Леды. У героев были двоюродные сёстры – Феба и Гилайра, дочери царя Левкиппа.
При этом девушки приходились невестами другим братьям, Идасу и Линкею. Конечно, сюжет может показаться несколько запутанным, однако Кастор и Поллукс, пленённые красотой юных дев, решили похитить тех у законных женихов.
От себя хочу отметить, что общественного протеста такие похищения в Древней Греции не вызывали. Молодой человек не просто увозил девушку с собой, а делал её своей женой. Из-за этого похищение невест стало частью древних традиций самых разных народов.
Впрочем, история с похищением дочерей Левкиппа завершилась трагически для Кастора и Поллукса. Обманутые женихи отомстили братьям. Кастор, что изначально был смертным, погиб, а его судьбу должен был разделить и Поллукс, однако Зевс подарил сыну бессмертие, позволив ему проводить время как на Олимпе, так и в мире мёртвых, вместе с Кастором.
Технические тонкости работы
«Похищение дочерей Левкиппа» стала одной из самых известных картин Питера Пауля Рубенса. Она была написана в 1617-1618 годы. Это одно из тех творений мастера, что в полной мере демонстрирует виртуозное умение Рубенса изображать динамику и экспрессию, при этом выстраивая сложнейшую композиционную структуру.
Если взглянуть на картину, сразу можно отметить некую “запутанность” образов и деталей. Но это сделано живописцем намеренно. Рубенс изобразил самый сложный момент сюжета мифа – тот миг, когда Кастор и Поллукс на конях примчались к месту, где прогуливались девушки. Своих возлюбленных они подхватывают на руки, но, несомненно, для самих дочерей Левкиппа это событие стало полной неожиданностью.
Посмотрите на лица девушек – их взгляды обращены к небу. Вероятно, они молят богов о спасении. Они не представляют, что ждёт их впереди. Сёстры считали, что их жизнь будет спокойной и размеренной, однако Кастор и Поллукс разрушили все надежды.
Здесь нет никакой радости встречи и, конечно, ни о каких чувствах девушек к молодым людям говорить не приходится. При этом стоит присмотреться к шеям коней – на них повисли маленькие амуры. Каждая из фигур этих божеств любви занимает особое место. Все они являют собой круг, который практически идеально располагается на квадратном поле.
Как я уже заметила, картина имеет диагональную композицию. При этом Рубенс мастерски изобразил пространство, указав точки опоры. Их целых три, причём располагаются они в разных участках полотна. За счёт этих “статичных” деталей композиция кажется цельной, полной и яркой.
Необыкновенные образы
Но давайте рассмотрим каждого из героев. Что интересно, Рубенс использует традиционные символы в передаче их образов, отчего картина приобретает особый смысл. Итак, на коне с чёрной гривой перед нами – Кастор, известный как укротитель лошадей. Такое животное выбрано неспроста – используя чёрный цвет, художник словно намекает на скорую смерть всадника.
Рядом с братом – Поллукс. Он был известен в Элладе как превосходный боец. Рубенс подчёркивает это с помощью демонстрации полуобнажённого торса, что прекрасно выписан художником.
Одна из девушек уже поднята на коня, а вторую из сестёр они пытаются поставить на ноги. Нет сомнения, что уже через мгновение и вторая пленница окажется в руках всадников, что умчатся прочь вместе с похищенными красавицами.
«Похищение дочерей Левкиппа» демонстрирует нам смелость живописца. Он не боится использовать новые формы, экспериментировать с размещением фигур, но при этом с такой ловкостью обращается даже с малейшими деталями, что готовая картина вовсе кажется “живой”.
Вопросы без ответов
Однако Рубенс не перестаёт задавать нам загадки. Согласно преданию, действие происходит в Спарте, где, как известно, царили статочно суровые нравы. Но почему тогда прогуливающиеся девушки совершенно обнажённые?
Этот вопрос породил множество предположений. Некоторые исследователи даже высказывают версии, что дочери Левкиппа могли сами назначить свидание Кастору и Поллуксу, но, конечно, непосредственно похищения не ожидали.
Почему же из всей истории, из самых разных мифов Рубенс выбрал именно этот драматический момент? Быть может, сам художник считал, что женщин необходимо именно завоёвывать, превращать в трофей, а сама любовь сродни войне, где могут быть и насилие, и потери. Конечно, подобной версии исключать нельзя.
«Похищение дочерей Левкиппа» – известная картина Питера Пауля Рубенса. В ней художник ярко и реалистично отразил напряжённый момент сюжета мифа о Касторе и Поллуксе. Динамика, живость образов, противопоставление силы и хрупкости являются ключевыми особенностями этого неповторимого творения.