Пьета – соединение чувственности и христианского сострадания в работе Микеланджело

Искусство

Каждое произведение искусства таит свою неповторимую историю, и ярким тому подтверждением является Пьета, созданная великим мастером Микеланджело. Поразительным образом скульптор изобразил Деву Марию, оплакивающую Иисуса Христа. Творение стало символом сострадания и жалости для всех верующих.

В этой скульптуре внимания заслуживает каждая детмаль, однако и её история не менее интересна, чем внешний облик. Пьета способна открыть нам многие тайны прошлого. Как же великий Микеланджело создавал свою знаменитую работу? Что можно увидеть в скульптуре? И почему это изваяние во многих аспектах считается уникальным?

Особенности скульптуры

В ватиканском Соборе Святого Петра можно увидеть скульптуру, которую по праву считают одним из величайших творений, созданных руками человека. Это не просто выдающаяся скульптура, а невероятно мощная передача эмоционального плана. При взгляде на Пьету зритель невольно погружается в переданную мастером атмосферу.

Пьета изображает скорбящую Деву Марию, держащую на руках Иисуса Христа. Что интересно, такой сюжет не описан ни в одном евангельском тексте, однако авторами прошлых столетий он часто использовался как основа для творений. Микеланджело также обратился к подобной истории и, надо признать, превзошёл всех, кто пытался изобразить священные образы.

Уникальность творения Микеланджело кроется в особенности техники. Он стал первым мастером, что сумел уравновесить натурализм обнажённой фигуры и каноны классического стиля. В итоге получилась невероятная Пьета.

Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 года
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как создавалась Пьета?

Но давайте же обратимся к истории шедевра. Летом 1496 года Микеланджело Буонаротти пригласил в Рим местный аристократ и банкир Яколо Галли. Именно он предложил скульптору выполнить несколько заказов. В числе заказчиков был и кардинал Сен-Дени, который захотел получить эффектное изваяние для своего надгробия, а также французский посол в Риме Жан Билэр де Лагрол. Как и было оговорено, Микеланджело получил аванс за работу.

Уже в начале 1498 года он отправляется в Апуанские Альпы, где предстояли поиски необходимого минерала. Мраморный блок был достаточно быстро найден, и мастер смог приступить к работе. Материал для скульптуры отличался необыкновенной гладкостью, он прекрасно подходил для создания утончённых, деликатных творений. К 1499 году статуя уже была завершена. Как полагают исследователи, на момент создания Пьеты Микеланджело едва исполнилось 25 лет.

Поразительная красота изваяния, драматизм его сюжета не смогли оставить равнодушными никого и зрителей. После установки Пьеты многие представители знати стремились хотя бы однажды взглянуть на гениальное творение. Белый каррарский мрамор идеально подчёркивал мягкость линий. Средняя высота скульптуры (она составляет 174 см) представляла собой внушительный образ, не отягощённым громоздкостью.

Микеланджело Буонарроти «Пьета», 1498-1499 годы Местонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия
Микеланджело Буонарроти «Пьета», 1498-1499 годы
Местонахождение: Базилика Святого Петра, Ватикан, Рим, Италия

Пьета стала единственным творением Микеланджело, которое он подписал, причём с этим обстоятельством связана ещё одна история. Поговаривали, что однажды ваятель пришёл посмотреть на творение своих рук и случайно услышал разговор других зрителей.

Они рассуждали о том, насколько прекрасное творение создал миланский скульптор Франческо Солари. Как и любому автору, Микеланджело стало неприятно, что его заслуги приписывают другому человеку, а потому вскоре на Пьете появилась надпись: “Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал”.

В дальнейшем Пьета вынуждена была перенести несколько перемещений. В ходе транспортировки некоторые повреждения были нанесены руке и, в частности, пальцам Девы Марии. Их удалось отреставрировать, а анализ, проведенный в конце прошлого века, показал, что никаких критических повреждений статуя не имеет. И это ещё раз доказывает, что Микеланджело относился с огромной ответственностью к своей работе.

Здесь, в Апуанских Альпах, Микеланджело смог найти прекрасный каррарский мрамор для своей скульптуры / © Reisende / rasfokus.ru
Здесь, в Апуанских Альпах, Микеланджело смог найти прекрасный каррарский мрамор для своей скульптуры / © Reisende / rasfokus.ru

Знаменитое творение Микеланджело

Образ Пьеты («Скорби») использовался и до Микеланджело в такой популярной христианской трактовке, однако этот мастер превзошёл все прочих творения. Взгляните на фигуру Христа – не вызывает сомнений, что перед нами мёртвый человек, причём реализм кажется невероятным.

Что интересно, рассказывали даже, будто Микеланджело специально убил натурщика, что позволило ему добиться столь поразительного эффекта (или же использовал мёртвое тело). В трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” есть упоминание этой гипотезы:

“Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? Или это сказка

Тупой, бессмысленной толпы — и не был

Убийцею создатель Ватикана?”

Молодое и красивое лицо Девы Марии - символ чистоты и святости
Молодое и красивое лицо Девы Марии – символ чистоты и святости

Не меньше внимания привлекает образ Девы Марии. На что мы сразу обращаем внимание? Конечно, на лицо. Оно кажется поразительно молодым, можно даже сказать, что внешне Дева Мария напоминает ровесницу своего сына. И здесь подразумевается символ молодости, связанный с непорочностью и безгрешностью. Поскольку Мария была чиста душой, божественная воля поддерживала в ней жизненные силы и наделяла красотой.

Ещё одной крайне необыкновенной чертой для скульптур, созданных по христианским сюжетам, стало проявление некой чувственности, что заметно как в чертах Девы Марии, так и в линиях тела Христа. Несомненно, Микеланджело задумывал именно такое, яркое и гармоничное соединение.

Фигура Христа выполнена с таким невероятным реализмом, что не вызывает сомнений - перед нами мёртвый человек
Фигура Христа выполнена с таким невероятным реализмом, что не вызывает сомнений – перед нами мёртвый человек

Пьета стала не просто знаменитым творением Микеланджело, а истинным примером гениальности и высочайшего мастерства скульптора, который на момент создания этой работы находился в самом расцвете сил и творческого вдохновения. Кроме того, именно Пьету христиане называют воплощением скорби и сострадания, что передаётся от изваяния к зрителю.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий