Клод Моне – гений, отражающий на холсте сиюминутное впечатление от реальности

Искусство

Оскар Клод Моне прославил свое отечество замечательными картинами. Казалось бы, они столь просты и незамысловаты, но в них отображена целая чувственная композиция, они полны легкостью и насыщенной гаммой красок. Моне часто путают с другим его соотечественником – импрессионистом и современником Мане. При внешней похожести их картин, тем не менее, техники нанесения мазков и сюжеты картин у них различаются.

В свой век творчество Моне многие люди не понимали, оно казалось им странным, отрешенным от реальности. Он рисовал картины так, что изображенные на них реальные вещи, пейзажи, люди как бы растворялись в мазках на полотне, превращаясь в смазанные точки. На мой взгляд, живопись Моне вполне читаема и близка к реальности. Смотря на его картины, представляйте, что глядите на изображенные на них сюжеты сквозь стекло, покрытое каплями дождя.

Когда-то картины этого художника не брали даже на выставки, не понимая сути его творчества. Моне был вынужден копить деньги, чтобы что-то приобрести для семьи. Сейчас он был бы миллионером. Его картина «Пруд с водяными лилиями», написанная в 1919 году, была продана более чем за восемьдесят миллионов долларов, а не самая дорогая работа «Здание парламента, на закате» – около сорока с половиной миллиона долларов. В пору же начала своего творческого пути живописец был вынужден продавать свои творения за копейки, да и раскупались они неохотно.

Моне по праву считают основателем французского импрессионизма и его теоретической основы. Сам художник всю жизнь писал, следуя именно этому направлению в живописи. То, в каком стиле творил Моне, признано классикой импрессионизма. В своих полотнах он отображал моменты жизни, написанные им  разрозненно, растворенные в легких мазках. Известный художественный критик Гюстав Жеффруа говорил о Моне:

«Творчество Моне не похоже ни на какое другое на протяжении всей истории живописи. Это одновременно откровение и поэма, открывающие целый мир, доселе не видимый никем».
Пьер-Огюст Ренуар «Портрет художника Клода Моне», 1875 год Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж, Франция
Пьер-Огюст Ренуар «Портрет художника Клода Моне», 1875 год
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 год Местонахождение: Институт искусств, Чикаго, США
Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 год
Местонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи
Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годы Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годы
Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

«Шарль Глейр появлялся в своей студии всего два раза в неделю, чтобы провести занятия в лучших традициях академической школы. Уроки для тридцати учеников проходили в огромной комнате, лишенной какой бы то ни было мебели».

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 год Местонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия
Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 год
Местонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

«Картина «Завтрак на природе» обрела скандальную известность после Салона отверженных в 1863 году, где не признанные на тот момент академиками художники выставляли свои работы. На картине, которую представил Мане, была изображена обнаженная женщина в компании одетых мужчин, что не могло не вызвать негодования у публики».

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Драматургия жизни и творчества

Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.

На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.

Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».

Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 год Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 год
Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».

Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.

Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.

Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.

Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне
Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 год Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 год
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

По пути импрессионизма

Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.

Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 год Местонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США
Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 год
Местонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :

«Я не вижу никакого восхода, одно лишь впечатление».

Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 год Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 год
Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.

Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.

Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 год Местонахождение: Частная коллекция
Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 год
Местонахождение: Частная коллекция

Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль

Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.

Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.

В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.

Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год
Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год

Постепенное восхождение

Моне много рисует, в данный период жизни его излюбленным предметом написания становятся цветы. Он создает такие полотна как «Топинамбур, цветы (цветы иерусалимского артишока)» в 1880 году, а годом позже «Букет подсолнухов».

Именно эта картина была представлена на выставке импрессионистов в 1882 году и вызвала волну одобрения и восхищения. Сам Винсент Ван Гон очень позитивно оценил полотно Моне. Все цветы для композиций Клод увидел в своем саду, из чего родилась прекрасная картина «Сад художника в Ветее».

В 1883 года Моне переезжает в арендованный дом, находящийся в предместье столицы, которое называется Живерни. В этом же году его давний меценат Дюран-Рюэль, поправивший свои дела, организует для Моне индивидуальную выставку. Хоть имя художника становится всё более известным и узнаваемым, финансовое положение живописца оставляет желать лучшего.

Клод Моне «Букет подсолнухов», 1880 год Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Клод Моне «Букет подсолнухов», 1880 год
Местонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

Клод много путешествует по Франции, создает новые пейзажи, как, например, «Тени на море. Скалы в Пурвиле» и совершенствует свою личную технику. Побывав в Голландии, Моне пишет серию картин, посвященную тюльпановым полям и ветряным мельницам.

Теперь его любимые натурщики – это Алиса Гошеде и её дети. Постепенно творчество Моне признают все больше и больше, затем улучшается и материальная сторона жизни художника. Со временем он даже смог купить дом в полюбившемся ему Живерни, в котором и проживет до конца дней своих.

Дом и сад Клода Моне в Живерни - источник вдохновения художника / art-dot.ru
Дом и сад Клода Моне в Живерни – источник вдохновения художника / art-dot.ru

Как появились знаменитые кувшинки и водяные лилии

В Живерни Клод Моне решил разбить сад по советам японского садовника, который гостил тогда у живописца. Стоит отметить, что большинство импрессионистов очень любило японское изобразительное искусство, в частности, на их стиль живописи во многом повлиял японский гравер Кацусико Хокусай. Его рисунки висели в домах французских художников в большом количестве, не был исключением и Моне.

В саду Клода появился мостик, очень похожий на японский мостик с гравюры знаменитого Хокусая. В японском стиле был спроектирован и создан пруд с кувшинками, проложено множество небольших тропинок. Моне любил рисовать пейзажи из своего сада, к тому же, они пользовались большой популярность у публики. Из сада Моне вышли многие его картины, в том числе одни из самых дорогих впоследствии «Пруд с кувшинками (Японский мостик)» и «Синие водяные лилии».

Клод Моне «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», 1899 год Местонахождение: Художественный музей Принстонского университета, Принстон, США
Клод Моне «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», 1899 год
Местонахождение: Художественный музей Принстонского университета, Принстон, США

На пути к абстракционизму

Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.

Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.

За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларов Клод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 год Местонахождение: Частная коллекция
За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларов
Клод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 год
Местонахождение: Частная коллекция

Знаменитые стога Моне

Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.

Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.

Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.

Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 год Местонахождение: Музей д'Орсэ, Париж, Франция
Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 год
Местонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

По дорогам жизни

В 1892 году, когда муж возлюбленной Алисы умер, Моне наконец-то смог на ней жениться. Этот год ещё отмечен началом работы Клода над серией картин, посвященных Руанскому собору. В течение двух лет он написал 22 полотна.

К сожалению, до сегодняшнего момента из них сохранилось лишь 15. К этому времени импрессионизм, как направление живописи, уже становился классикой, всех художников, стоявших у его истоков, признали, они были известны и уважаемы. В их число входил и Клод Моне.

Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 год Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия
Клод Моне «Руанский собор вечером», 1894 год
Местонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

В 1899 году художник начинает работу над своей, пожалуй, самой известной серией под общим названием «Кувшинки». Пишет эти картины Моне в своем саду, работу над ними он будет вести практически до самого исхода своих дней. Кувшинкам автор посвятил 13 картин, а лилиям – целых 48. «Пруд с кувшинками» на сегодняшний день занимает 9 место среди самых дорогих полотен мира. Эта картина была приобретена в частную коллекцию.

С 1908 года Моне стал ощущать проявившуюся у него катаракту – тяжелую болезнь глаз. Для художника, конечно, это большая трагедия, ведь один из его главных инструментов – это глаза. В этом же году художник побывал в Венеции, где написал «Палаццо Дарио», и изучил доступные в музеях и церквях работы таких мастеров прошлого, как Тициан и Веронезе. В 1911 году умерла вторая любовь живописца Алиса Гошеде, а болезнь глаз усилилась.

В 1923 году художнику сделали две операции на глазах, и они оказались успешными, Моне наконец-то вновь прозрел. В эту пору за пожилым отцом ухаживала Бланш Гошеде-Моне – приемная дочь. В последние годы Клод страдал от тяжелой депрессии, он бросил рисовать и уничтожил многие из своих последних работ.

Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 год Местонахождение: Частная коллекция
Клод Моне «Пруд с кувшинками», 1919 год
Местонахождение: Частная коллекция

Клод Моне ушел из жизни, когда ему было 86 лет, 5 декабря 1926 года. Многие работы этого уникального живописца хранятся сегодня в самых престижных музеях мира, несколько картин Моне выставляются и в России.

На обложке: Каролюс-Дюран «Портрет Клода Моне», 1867 год. Местонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

МУСАГЕТ
Добавить комментарий