Печальная судьба главного героя картины Василия Перова «Тройка»

Искусство

Картина «Тройка» Василия Перова, написанная в 1866 г., считается одной из лучших работ в жанровом направлении художника. Перов затрагивает проблему детского труда и социального неравенства 60-х гг. XIX в.

Для него были настолько важны главные персонажи картины, что он придирчиво подбирал натурщиков. Так, главного героя художник разыскивал по всей Москве и еще долго уговаривал его мать разрешить написать сына на своей картине.  

Герои картины 

Два мальчика и девочка на картине «Тройка» становятся символами детского труда и лишений, с которыми сталкивались многие дети в Российской империи. Их изображение вызывает чувство сострадания, а у современного зрителя еще осознание необходимости борьбы за права и благополучие детей. Почти два столетия назад о правах детей еще и не задумывались, но Перов уже тогда своей работой хотел открыть людям глаза на человеческое бездушие и несправедливость. 

Автор взял сюжет из реальной жизни. После отмены крепостного права крестьяне продолжали жить бедно. Чтобы прокормиться, дети в семье были вынуждены работать наравне со взрослыми. Герои картины подрабатывают извозом воды. На заднем плане едва угадываются стены Богородицы-Рождественского женского монастыря, откуда горожане в XIX в. возили воду.

Работа выполнена маслом на холсте, и вблизи очень точно прорисованы мелкие детали. В то же время задний фон полностью размыт, а лица второстепенных персонажей не видны. Это сделано намеренно, чтобы приковать взгляд зрителя к центральным героям.

Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1870
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Три изможденные детские фигуры запряжены в повозку, напоминающую тройку лошадей. Глаза детей, старая одежда, обувь не по размеру и непосильный труд говорят об их страданиях. Лицо девочки обращено прямо к зрителю. Ее глаза полузакрыты, на лице напряжение и мука. Мальчик, стоящий слева, кажется самым младшим из троицы. Тяжелый труд сильно изнурил его. Тонкая бледная шея и безысходный взгляд добавляют образу трагичности.

Центральная фигура, старший из детей, несет на себе главную драматургию произведения. Пытаясь выступить в роли лидера, он не показывает своей усталости, преодолевая боль и холод. Он стремится вперед, придавая сил своим ослабевшим товарищам.

История Васятки 

Если двух натурщиков Перов нашел достаточно быстро, то поиски центрального персонажа дались художнику нелегко. Он долго бродил по Москве, выискивая подходящего ребенка и однажды встретил такого у Тверской заставы. Мальчик был родом из Рязанской губернии и со своей матерью совершал паломничество в Троице-Сергиеву лавру.

Воодушевленный тем, что нашел подходящую кандидатуру, Перов умолял женщину разрешить ему нарисовать портрет ее сына. Однако испуганная женщина не понимала смысла этой просьбы и спешила ускорить шаг. Тогда Перов предложил им пройти в его мастерскую, чтобы лично увидеть картину. Художник уже долгое время работал над полотном, и лишь центральный персонаж оставался недоработанным, так как ему не хватало нужного типажа. 

Правда, картина подействовала на крестьянку еще более устрашающе. Она была уверенна, что рисовать людей – большой грех, который влечет за собой болезнь или смерть. Перову пришлось проявить чудеса красноречия, чтобы уговорить женщину. 

Пока Перов работал над портретом мальчика, его мать рассказывала о своей трудной жизни. Ее звали Марьей, и из всей большой крестьянской семьи осталась только она с сыном Васяткой. Мальчик был для нее самым дорогим человеком.

Василий Григорьевич Перов «Тройка», 1866 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Тройка», 1866 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет для матери 

На следующий день мать и сын покинули мастерскую, и Перов с вдохновением завершал свою картину. Она получилась настолько талантливой, что ее сразу же выкупил Павел Третьяков.

А через четыре года на пороге мастерской художника вновь появилась мать Васятки. Она рассказала, что год назад ее сын умер от оспы и умоляла Перова продать ей портрет сына. Ради картины женщина распродала все, что могла. Перов сказал, что вернуть картину невозможно, так как она уже продана в галерею, но на нее можно посмотреть. Когда Марья увидела изображение сына, она упала на колени и разрыдалась. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!», – причитала женщина.

Если двух натурщиков Перов нашел достаточно быстро, то поиски центрального персонажа дались художнику нелегко
Если двух натурщиков Перов нашел достаточно быстро, то поиски центрального персонажа дались художнику нелегко

Перов так проникся горем безутешной матери, что решил специально для нее написать портрет сына. Кроме того, хотя женщина его и не обвиняла, он чувствовал свою вину, что уговорил Васятку позировать вопреки предостережениям матери. Художник обещание сдержал, и когда портрет был закончен, он отправил его в деревню к тетушке Марье.

На обложке: Картина «Тройка» в Третьяковской галерее / shpitsbergen.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий