«Тройка» – какая трагедия связана с картиной Перова?

Искусство

Когда речь заходит о знаменитой картине «Тройка» Василия Перова, визуально представить её, как мне кажется, может каждый. Однако мало кому известна история создания этого шедевра. Живописец стремился найти подходящий центральный образ, а когда встретил необходимый типаж, сам оказался свидетелем трагедии, произошедшей в крестьянской семье. 

Говорят, что за каждым великим произведением искусства стоит своя, особенная история. То же можно сказать и о «Тройке». Эта картина стала вершиной жанрового творчества Перова. Но тогда, во время написания полотна, художник не мог и предположить, какой окажется судьба его главного героя. Что же известно о «Тройке» и её персонажах?

Художник Василий Перов

Василий Григорьевич Перов вошёл в историю как знаменитый русский живописец, мастер жанровых сцен, педагог. Его творчество стало основой для развития критического реализма в живописи России. В немалой степени этому способствовали и само время, в которое жил художник. 

Вершина творчества Перова пришлась на вторую половину XIX века. В ту пору художники считали своим долгом стремиться изобразить реалии жизни обыкновенных людей – пусть даже в истинной неприглядности и с настоящим трагизмом. Умышленное приукрашивание действительности считалось, если можно так выразиться, дурным тоном.

Славу талантливого живописца Перов приобрёл ещё в молодые годы, а позднее и вовсе получил возможность отправляться для обмена опытом за границу – для этого выделялись государственные средства. Художник побывал во многих немецких и французских городах, однако по-прежнему восхищался Россией. Тем не менее в его творчестве нет идеализированной картинки жизни русских людей. Напротив, всё более чем реалистично и сурово.

Василий Григорьевич Перов
Василий Григорьевич Перов «Автопортрет», 1870
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Написание шедевра

На 1860-е годы пришёлся истинный расцвет творчества живописца. На протяжении долгого времени Перов совершенствовался в направлении жанровой живописи, и теперь пришла пора для появления картины, ставшей вершиной данного стиля. 

Самой выразительной среди жанровых картин мастера по праву признана «Тройка», написанная в 1866 году. С первого взгляда на это полотно ощущается, насколько сильны эмоции живописца. Перов с помощью деталей и ярких образов передаёт нам своё отношение к детскому труду, который в те времена не был редкостью. 

Взгляните на лица детей. Они выражают усталость и бесконечное страдание. Здесь заметны робость и изнурённость работой, которая, кажется, не закончится никогда. В этой картине Перов наглядно затрагивает две проблемы той эпохи – детский труд и отношение к детям в их семьях. Сложно смотреть на «Тройку» и не испытывать сострадания.

Василий Григорьевич Перов «Тройка», 1866 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Григорьевич Перов «Тройка», 1866 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Важные детали

Примечательно, что призыв художника на картине можно заметить даже во второстепенных деталях, а именно – заднем плане и пейзаже. Мы видим серость улицы, будто ощущаем порывы ветра, который бросает детям снег в лицо. Кажется, словно с картины даже доносится морозный треск, лай собаки. Рядом с детьми – голые холодные стены монастыря. Он – словно символ одиночества и печали.

Кроме того, поневоле возникает ассоциация со Святой Троицей. Перов словно бы показывает нам, насколько несправедливой стала жизнь, он не хочет принимать и отвергает эту действительность, демонстрируя весь ужас ситуации зрителю. На заднем плане можно увидеть мужчину (быть может, отца детей), упирающегося в повозку и пытающегося помощь троице детей.

Но главная деталь – глаза детей. Поразительно, но они вовсе не кажутся детскими. Это взгляды людей, которые испытали немало ударов судьбы. Таковы глаза у многих крестьянских детей, которым довелось перенести тяготы и лишения. Появлению «Тройки» предшествовала долгая и кропотливая работа. Перов работал над множеством зарисовок и эскизов, создал карандашные наброски портретов крестьянских ребятишек. Надо признать, что выбраны были очень яркие образы. 

Девочка на картине кажется хрупкой и измученной. У неё тонкие пальчики, которые с трудом тянут жёсткую верёвку. По другую сторону от главного героя – мальчик, который с усилием движется вперёд, подтягивая за собой бечёву. Мышцы его шеи напряжены, отчего кажутся совсем не детскими.

Девочка, чьи пальчики с трудом тянут жёсткую верёвку и мальчик, напрягающийся из последних сил - от вида этих детей не может не дрогнуть сердце
Девочка, чьи пальчики с трудом тянут жёсткую верёвку и мальчик, напрягающийся из последних сил – от вида этих детей не может не дрогнуть сердце

Трагедия главного героя

Но, конечно, наибольшее внимание привлекает главный персонаж картины – мальчик в центре. Перов долго не мог найти образ для своего героя, а когда увидел на улице крестьянку с сыном подходящей наружности, с трудом смог уговорить женщину разрешить нарисовать мальчика. Та верила в примету, будто нарисованный человек вскоре умрёт после появления картины.

Публика приняла «Тройку» превосходно. Люди были потрясены сценой, изображённой Перовым, и уже совсем скоро полотно приобрёл Третьяков. Однако коллекционер заметил, что несколько дней к картине приходит одна и та же женщина, которая молча плачет перед полотном. Он рассказал об этом Перову. Художник с трудом узнал в несчастной крестьянке мать Васи, того самого мальчика, с которого был списан главный герой. Она рассказала, что сын тяжело заболел и умер. Женщина хотела приобрести «Тройку», но Перов объяснил, что картина уже продана. Он обещал несчастной матери написать портрет сына и слово своё сдержал.

Крестьянский мальчик Вася навсегда остался юным на гениальной картине Перова
Крестьянский мальчик Вася навсегда остался юным на гениальной картине Перова

«Тройка» – особенная картина Василия Перова. Она стала одним из самых масштабных и эмоциональных полотен мастера. При этом картина была связана с трагедией, произошедшей с главным героем. Конечно, дело было вовсе не в суеверии, а в печальном стечении обстоятельств, которое перенесло трагедию с полотна в реальность.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий