Слово «парцелляция» имеет французские корни, в переводе на русский язык оно означает «частица». В тексте имеются предложения, а этот приём выразительности нарушает их привычный строй.
Предложения становятся короткими отрывочными фразами с точкой, вопросительным или восклицательным знаками, точкой с запятой и многоточием в конце каждой из них. Такой приём позволяет сделать акцент на эмоции, добавляет выразительности словам.
Примером парцелляции может служить небольшой отрывок из произведения Юрия Бондарева:
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!»
На этой фразе уже можно убедиться, что одно предложение раздроблено на отдельные части. Каждая из них несёт свою определённую эмоцию. Любителями использования парцелляции в своих поэтических творениях считались Александр Блок и Владимир Маяковский.
Как строится парцелляция?
Части предложения, ставшие самостоятельными, называются «парцеллятом». Эти части оформляются как неполное предложение, и каждый такой парцеллят зависит от всего контекста. Для выполнения коммуникативной функции употребляются короткие речевые конструкции парцелляционного текста.
Встречаем у Сергея Есенина:
«Пришли соседи. Женщина с ребёнком.
Уже никто меня не узнаёт».
Зачем автор предусматривает такое искусственное деление предложения на части? Чтобы привлечь внимание читателей к полученным смысловым центрам.
Примеры парцелляции и её задачи
Авторы используют парцелляцию чаще всего в художественных и публицистических текстах. Что можно сделать при помощи этого синтаксического художественного приёма?
Во-первых, выделить детали из общего предложения, акцентировать читательское внимание. Во-вторых, усилить длительность, создать неожиданные паузы; воспроизвести манеру чужой речи (речь взволнованного человека, обременённого переживаниями). А кроме того, парцелляция позволяет усилить эмоциональную оценку. Поэты и писатели используют парцелляцию. чтобы придать речи большую выразительность, живость и яркость.
Анатолий Приставкин демонстративно разделил одно из своих предложений на такие части:
«Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами!».
И у него же:
«Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали».
Василий Шукшин часто использовал данный приём:
«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».
Использование на практике
В основном, область применения парцелляции не столь широкая, как может показаться на первый взгляд. В рекламных целях, чтобы ускорить процесс чтения, используются разбитые на части предложения. Парцелляция часто используется в публицистическом стиле: в газетах и журналах.
Для привлечения внимания этот приём выразительности используется в художественных текстах. Произведения приобретают определённую живость речи. Литературные персонажи приобретают индивидуальность.
Приём парцелляции иногда просто необходим в литературе и в русском языке. Это прекрасное подспорье для литераторов поставить акцент на нескольких словах в одном и том же предложение. Это и достигается дроблением на отдельные отрывки, порой состоящие всего из одного слова. Эти предложения бывают чаще всего односоставными назывными.
Таким образом, обращая внимание на многочисленность средств выразительности в тексте, парцелляцию нельзя отбрасывать на второй план. Она выполняет свои функции, оказывает неоценимую помощь тем, кто работает с литературными произведениями.
На обложке: Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» в сборнике «Лебёдушка», художник Устинов М., издательство «Малыш», 1983 год