Парцелляция – акцент на эмоции

Стихотворение Сергея Есенина Пороша в сборнике Лебёдушка, художник Устинов М., издательство Малыш, 1983 год Что это?

Слово «парцелляция» имеет французские корни, в переводе на русский язык оно означает «частица». В тексте имеются предложения, а этот приём выразительности нарушает их привычный строй.

Предложения становятся короткими отрывочными фразами с точкой, вопросительным или восклицательным знаками, точкой с запятой и многоточием в конце каждой из них. Такой приём позволяет сделать акцент на эмоции, добавляет выразительности словам.

Примером парцелляции может служить небольшой отрывок из произведения Юрия Бондарева:

«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!»

На этой фразе уже можно убедиться, что одно предложение раздроблено на отдельные части. Каждая из них несёт свою определённую эмоцию. Любителями использования парцелляции в своих поэтических творениях считались Александр Блок и Владимир Маяковский.

Парцелляция в поэзии Владимира Маяковского: "Приду в четыре", - сказала Мария. Восемь. Девять. Десять".
Парцелляция в поэзии Владимира Маяковского: “Приду в четыре”, – сказала Мария. Восемь. Девять. Десять”.

Как строится парцелляция?

Части предложения, ставшие самостоятельными, называются «парцеллятом». Эти части оформляются как неполное предложение, и каждый такой парцеллят зависит от всего контекста. Для выполнения коммуникативной функции употребляются короткие речевые конструкции парцелляционного текста.

Встречаем у Сергея Есенина:

«Пришли соседи. Женщина с ребёнком.

Уже никто меня не узнаёт».

Зачем автор предусматривает такое искусственное деление предложения на части? Чтобы привлечь внимание читателей к полученным смысловым центрам.

Примеры парцелляции и её задачи

Авторы используют парцелляцию чаще всего в художественных и публицистических текстах. Что можно сделать при помощи этого синтаксического художественного приёма?

Во-первых, выделить детали из общего предложения, акцентировать читательское внимание. Во-вторых, усилить длительность, создать неожиданные паузы; воспроизвести манеру чужой речи (речь взволнованного человека, обременённого переживаниями). А кроме того, парцелляция позволяет усилить эмоциональную оценку. Поэты и писатели используют парцелляцию. чтобы придать речи большую выразительность, живость и яркость.

Сергей Есенин: "Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу..."
Сергей Есенин: “Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу…”

Анатолий Приставкин демонстративно разделил одно из своих предложений на такие части:

«Но всё бросаю, всё…Сейчас будем пить чай…С конфетами!».

И у него же:

«Там все есть. И хлеб там есть. И картошка. И даже фрукты, о существовании которых наши шакалы и не подозревали».

Василий Шукшин часто использовал данный приём:

«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет».
Парцелляция в балладе Роберта Рождественского: "Утром ярким как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном".
Парцелляция в балладе Роберта Рождественского: “Утром ярким как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном”.

Использование на практике

В основном, область применения парцелляции не столь широкая, как может показаться на первый взгляд. В рекламных целях, чтобы ускорить процесс чтения, используются разбитые на части предложения. Парцелляция часто используется в публицистическом стиле: в газетах и журналах.

Для привлечения внимания этот приём выразительности используется в художественных текстах. Произведения приобретают определённую живость речи. Литературные персонажи приобретают индивидуальность.

Приём парцелляции иногда просто необходим в литературе и в русском языке. Это прекрасное подспорье для литераторов поставить акцент на нескольких словах в одном и том же предложение. Это и достигается дроблением на отдельные отрывки, порой состоящие всего из одного слова. Эти предложения бывают чаще всего односоставными назывными.

Парцелляция в рекламе / 60minute.wordpress.com
Парцелляция в рекламе / 60minute.wordpress.com

Таким образом, обращая внимание на многочисленность средств выразительности в тексте, парцелляцию нельзя отбрасывать на второй план. Она выполняет свои функции, оказывает неоценимую помощь тем, кто работает с литературными произведениями.

На обложке: Стихотворение Сергея Есенина «Пороша» в сборнике «Лебёдушка», художник Устинов М., издательство «Малыш», 1983 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий