«Любовь небесная и любовь земная» – свадебная “открытка” от Тициана

Искусство

Аллегорические образы и обилие символов всегда привлекали художников. Но, пожалуй, одной из самых таинственных работ, где использованы эти приёмы, можно назвать полотно Тициана «Любовь небесная и любовь земная». Это творение вызывает массу споров и домыслов у исследователей.

Ещё бы – ведь название его менялось несколько раз, причём авторское именование работы нам так и не стало известно. Но главное – удивительные и поистине загадочные образы, разнообразные символы, которые Тициан щедро преподнёс нам на своей картине. Более того, современные искусствоведы и вовсе не могут точно сказать, кто изображён на полотне. Какие загадки скрывают два лика любви? Как создавал своё творение Тициан?

Свадебный подарок

Как и у многих известных полотен, история «Любви небесной и любви земной» связана с заказом известной личности. Тициана попросил написать полотно Никколо Аурелио, что являлся секретарём Совета десяти, государственного органа в Венеции. Личность заказчика – единственный аспект, что не вызывает вопросов (герб Аурелио изображён на стенке саркофага).

Работа Тициана над картиной завершилась как раз к 1514 году, когда Аурелио женился. Не исключено, что «Любовь небесная и любовь земная» была свадебным подарком. Но что интересно, название, данное творению его автором, история так и не сохранила. Привычное нам именование появилось значительно позже, уже после смерти Тициана.

Тициан «Автопортрет», 1567 год Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Тициан «Автопортрет», 1567 год
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид

Однако в последующие годы ценители искусства долго ломали голову над названием картины. В Галерее Боргезе, где хранится работа Тициана, в каталоге имеются самые разные варианты названия полотна. Изначально его назвали «Красота приукрашенная и неприукрашенная», затем произведение искусства “превратилось” в «Три типа любви», а позднее стало «Божественной и светской женщиной». Привычное нам название картины стали использовать лишь с 1792 года.

От рода Аурелио к Галерее Боргезе оно перешло благодаря меценату Шипионе Боргезе. В 1899 году один из членов богатейшего семейства США Ротшильдов предложил выкуп картины за 4 миллиона лир, но предложение было отклонено. Жители Рима считают полотно своей гордостью, а сегодня его можно увидеть там же, где пару веков назад – в Галерее Боргезе.

Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 год Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия
Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 год
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Символы и тайны

Сюжет картины до сих пор вызывает споры исследователей. Но существует распространённая версия, которая кажется наиболее логичной. Итак, стоит отталкиваться от того, что полотно должно было стать подарком молодой супруге от Аурелио. Об этом был осведомлён и Тициан, а потому во многом картина походит на своеобразную свадебную открытку с символами-пожеланиями.

На картине «Любовь небесная и любовь земная» перед нами предстаёт девушка в белом платье, с миртовым венком на голове. Мирт считался священным растением богини любви Венеры. В старину верили, что он олицетворяет собой чистоту и верность, приносит счастье в семейной жизни.

На девушке можно заметить пояс и перчатки. Первый предмет также олицетворял супружескую верность, а вот перчатки были предсвадебным подарком жениха, демонстрирующим серьёзность намерений молодого человека. Рука невесты прикрывает чашу. Именно в таких сосудах женихи подносили своим избранницам свадебные дары.

Миртовый венок на голове девушки олицетворяет собой чистоту и верность, приносит счастье в семейной жизни
Миртовый венок на голове девушки олицетворяет собой чистоту и верность, приносит счастье в семейной жизни

“Открытка” от Тициана

На картине присутствуют и пожелания от самого художника. Здесь можно увидеть кроликов, что олицетворяют плодовитость и многочисленное потомство. Рядом с невестой находится сама Венера, что благословляет священный брачный союз. А вот между женщинами мы видим Купидона, которого автор поместил неслучайно.

Именно этот юный бог является олицетворением любви. По сути, в своей работе Тициан желал молодожёнам счастья, искренних и сильных чувств и побольше детей. Вполне традиционное пожелание, но каково воплощение!

Рядом с невестой находится сама Венера, благословляющая священный брачный союз
Рядом с невестой находится сама Венера, благословляющая священный брачный союз

Не нужно быть великим знатоком лиц, чтобы заметить – обе “любви” написаны с одной и той же женщины. Однако это – вовсе не невеста Аурелио. В те времена появление великосветской дамы в обнажённом облике на полотне повредило бы её репутации. На мой взгляд, Тициан, как истинный творец, решил создать некий собирательный возвышенный образ, в котором бы виднелись черты новобрачной, однако это была совсем не она.

Основное внимание к себе привлекают образы двух молодых женщин. Их называют по-разному. Кто-то считает, что таково воплощение Венеры в земном и небесном варианте, кто-то отмечает, что это – суть человеческих чувств. Посмотрите: обе красавицы равноценны, что говорит о важности любви возвышенной и земной для человека. Каждая из них обладает своей властью, но обойтись нельзя без какой-либо из этих “богинь”.

На заднем фоне, позади Любви небесной, можно заметить реку. Это – символ тайных учений, стремлений к новому и духовного пути. Река одновременно олицетворяет движение и незыблемость, что крайне важно для духовного совершенствования. Есть предположение, что в саркофаге, возле которого находятся женщины, находится именно священная вода из этой реки. Это – источник жизни и знаний, символ рода и его продолжения.

Река на заднем плане картины - символ тайных учений, стремлений к новому и духовного пути.
Река на заднем плане картины – символ тайных учений, стремлений к новому и духовного пути.

Конечно, большая часть трактовок картины «Любовь небесная и любовь земная» являются чистыми предположениями, что основываются на ряде спорных символов. По сути, мы не знаем даже, чьи образы предстают перед нами, и что конкретно задумывал в своём произведении Тициан. Но это и прочие загадки не мешают нам искренне восхищаться мастерством живописца, который удивительно точно и реалистично изобразил уникальное свадебное поздравление.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий