«Купчиха за чаем» – с кого художник писал знаменитую картину?

Искусство

В картине «Купчиха за чаем» Борис Кустодиев воплотил свою давнюю мечту – создание сюжета на тему купеческого чаепития. Художник долго искал модель.

Ему непременно нужны были дородные формы. Не зря же Кустодиева за его любовь к пышнотелым натурщицам называли «русским Рубенсом». Да и сам художник говорил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».

Поклонник купчих

Борис Кустодиев был явным поклонником купчих. Я бы даже сказала, последним поклонником, ведь жил и творил он на стыке судьбоносных периодов нашей истории. Изящные графини и княгини, яркие купчихи и мещанки сменились революционерками в кожанках и красных косынках. Но, несмотря на времена, Кустодиев оставался верен себе.

Пышнотелые, пышущие здоровьем купчихи были частыми героинями его картин. Кустодиев рисовал их в разном антураже, в одежде и без. Его целью было показать естественную красоту русских женщин, выписать саму Русь.

Конечно, самой знаменитой картиной на купеческую тему является «Купчиха за чаем». Полная и белотелая молодая женщина чинно восседает на балконе за самоваром. Вокруг кипит жизнь, на заднем плане виден город. Однако купчиха спокойно и размеренно чаевничает.

В одной руке она держит блюдце и, видимо, ждет, когда чай остынет. Взгляд ее отведен в сторону. Возможно, она увидела что-то интересное, так как выглядит заинтересованной происходящим чем-то в стороне от зрителей.

Ее шелковое платье с брошью, завязанный по-модному платок на голове, крупные серьги в ушах, ухоженный вид и богато накрытый стол указывают на то, что купчиха хорошая и обеспеченная хозяйка. Кот составляет ей компанию. Он ластится к доброй хозяйке, добавляя сюжету спокойствия и умиротворения.

Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет у окна», 1899 год Местонахождение: Художественный музей, Пермь, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет у окна», 1899 год
Местонахождение: Художественный музей, Пермь, Россия

Баронесса, а не купчиха

Замысел картины Кустодиев вынашивал достаточно долго. Но важно было найти модель. Опять же, главное условие художника – привлекательные пышные формы. И такая натурщица была найдена. Ею стала соседка по дому, студентка-первокурсница медицинского факультета Галина Адеркас. Девушка была, как тогда говорили, из бывших, то есть бывшей баронессой. Причем самой настоящей европейской баронессой, чей род вел свою историю от одного ливонского рыцаря.

Жена Кустодиева Юлия привела натурщицу к мужу, так как у художника обнаружили опухоль спинного мозга, и он не выходил из дома. Галина Адеркас сразу же согласилась позировать. Ей льстило, что с нее будет писать картину такой знаменитый художник.

На эскизах к полотну видно, что девушка не была настолько тучной, какой ее изобразил Кустодиев. На картине он прибавил модели округлостей. Работа была закончена достаточно быстро.

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас есть немного информации. Она окончила университет и непродолжительное время работала хирургом. В революционные годы Галина ушла из профессии и подалась в искусство. Сначала она пела в хоре, затем выступала в цирке и озвучивала фильмы.

Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

 

Несоветский сюжет

Интересно, что картину Кустодиева приняли с восторгом. Просто зритель так и не понял, то ли художник высмеивал старые порядки, то ли, наоборот, тосковал по ним. Естественно, все «бывшие» испытывали ностальгические чувства, рассматривая полотно. И действительно, Кустодиев ярко, колоритно и сочно изобразил кусочек жизни дореволюционной России. От картины веет размеренностью, теплом и уютом.

Советская власть, превращавшая все вокруг, в том числе и искусство, в мощное идеологическое оружие, постановила считать картину гротеском и насмешкой над старыми устоями. А заодно  полотно переименовали в «Женщину за самоваром» согласно «Декрету об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Когда картина отправилась на выставку за границу, там отметили удивительные цвета, которые художнику удалось передать. Работу назвали «ярким пятном, провозглашающим человеческую красоту», а самого Кустодиева – настоящим колористом. В эмиграции картину восприняли как прощание со старым миром, ностальгию по Российской империи и печаль о крушении своей сытой, размеренной, уютной жизни.

Борис Михайлович Кустодиев «Зарисовка с Галины Адеркас к картине «Купчиха за чаем», 1918 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Зарисовка с Галины Адеркас к картине «Купчиха за чаем», 1918 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Возможно, частично и такой смысл вкладывал художник в свою работу. Ведь из-за паралича он не выходил на улицу, не видел, что делается вокруг, но прекрасно обо всем знал. Единственной возможностью сбежать из чуждой ему действительности было творчество. И он творил, часто по памяти, понятный и близкий ему мир.

На обложке: Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Купчиха за чаем» в Русском музее / astroneergo.ru

МУСАГЕТ
Добавить комментарий