«Купчиха за чаем» – образ России в исполнении «русского Рубенса»

Искусство

Картина «Купчиха за чаем» стала одной из самых известных в творческом наследии русского художника Бориса Кустодиева. Надо сказать, что живописец часто изображал купеческие семьи. Купчихи занимали особое место в его творчестве. В его подаче они олицетворяли патриархальную самобытную Россию, некий старинный образ, ушедший в прошлое. 

В случае с «Купчихой за чаем» для создания портрета главной героини автор попросил помощи соседки, с которой и был написан портрет. Однако для яркости образа Кустодиев добавил колоритной даме и габаритов, и возраста. Что же мы знаем о картине? И что способна открыть работа русского мастера?

О художнике

Борис Кустодиев с ранних лет знал, каким является купеческое общество. Он родился в Астрахани. Отец рано умер, а мать иногда играла на рояле для представителей местной купеческой знати. Маленький Боря с интересом наблюдал за шумными праздниками купцов, общением людей, подмечал особенности их нарядов и даже гастрономические предпочтения. Атмосфера радости, развлечений и беззаботности была связана с этим миром. А через некоторое время Кустодиев понял, что его стиль – это яркость красок, причём показать жизнь купцов он хотел именно так.

В 1896 году Борис Кустодиев уже стал обучаться живописи профессионально. Ещё в пору студенчества он зарекомендовал себя как прекрасный портретист. Со временем эти навыки развились, и уже совсем скоро вся столица рассказывала о талантливом живописце, у которого получаются «живые» портреты. Кроме того, полотна Кустодиева переносили зрителей в прошлое России, во времена патриархальных устоев, которых не хватало многим современникам мастера.

Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет», 1912 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Борис Михайлович Кустодиев «Автопортрет», 1912 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

«Русский Рубенс»

Героинями картин живописца чаще всего становились русские красавицы – высокие статные женщины, пышущие здоровьем. Кустодиев редко изображал изящных барышень. Напротив, его внимание привлекали дородные дамы с весьма пышными формами. Впрочем, в отличие от того же Рубенса, также предпочитавшего пышных красавиц, у Кустодиева всё было крайне целомудренно.

Уже во второй половине жизни художник тяжело заболел, однако не утратил свою невероятную способность – писать радостные, наполненные светом картины. Именно тогда он и приступил к работе над «Купчихой за чаем». В ту пору Кустодиев уже с трудом мог передвигаться, однако создавать новые чудесные творения ему помогали воспоминания о прошлом.

Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Особенности картины

Образ купчихи художник списал со своей соседки – представительницы дворянского рода Галины Адеркас. На тот момент девушке едва исполнилось восемнадцать лет, она была хороша собою и очень молода. Кроме того, обладала теми самыми пышными формами, которые так любил изображать Кустодиев. 

Но если сравнить эскиз, написанный с Галины, и оригинал картины, сразу можно заметить очевидные различия. Создавая картину «Купчиха за чаем», живописец решил сделать свою героиню старше и полнее – в итоге получился совершенный образ дамы из купеческого сословия.

Но давайте внимательнее посмотрим на картину. Конечно, в первую очередь внимание зрителя привлекает сама купчиха. Красивая женщина с габаритной фигурой не кажется толстухой. Напротив, всё в ней говорит о статности и красоте. Её лицо румяно – несомненно, она здорова и прекрасно себя чувствует. 

Её наряд – пышное тёмно-синее платье с глубоким декольте,  на голове повязан платок такого же цвета. Хочу заметить, что головной убор выглядит изысканным тюрбаном – такой была мода того времени. Из-под украшения выбиваются завитки чёлки, которые обрамляют очаровательное полное лицо. По сути, на полотне Кустодиева изображена ухоженная молодая и стильная женщина – правда, весьма далёких времён.

Борис Михайлович Кустодиев «Зарисовка с Галины Адеркас к картине «Купчиха за чаем», 1918 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Борис Михайлович Кустодиев «Зарисовка с Галины Адеркас к картине «Купчиха за чаем», 1918 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Второстепенные образы и символы картины

Сложно сказать, где находится героиня картины. Она сидит за столом на каком-то балконе или террасе. В каком городе происходит действие, так и остаётся загадкой. Это может быть как небольшой провинциальный городок, так и Петербург. Судя по платью и украшениям женщины, дело происходит приблизительно в середине XIX века.

Интересно, что предметы, окружающие героиню, словно бы повторяют её формы и внешность. Так, к примеру, самовар является олицетворением округлых черт лица женщины. Розовые облака словно бы отражают румянец, горящий на щеках купчихи, а синее небо – её глаза.

Ещё одним, не менее интересным персонажем, является кот. На мой взгляд, он олицетворяет благожелательность и удовлетворение жизнью, но искусствоведы считаю, что всё гораздо сложнее. В старину кота считали  неким «гонцом» от нечистой силы. Если животное появлялось за левым плечом (что мы и видим на картине) – это могло значить только одно: нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину. А теперь взгляните на лицо купчихи и взгляд кота. Несомненно, сама героиня полотна Кустодиева не против поддаться соблазну.

Если посмотреть на стол перед купчихой, то здесь обилие угощений (а особенно фруктов и ягод) может показаться излишеством. Но Кустодиев не просто так изобразил такой «натюрморт». Согласно старинным купеческим традициям, чай было принято пить вместе с ягодами. А вот для охлаждения после чаепития отрезали кусочек арбуза.

Искусствоведы считают, что с помощью кота нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину
Искусствоведы считают, что с помощью кота нечистая сила намеревается ввести в искушение эту молодую и красивую женщину

Картина «Купчиха за чаем» – отражение прежней России, далёких лет, которым уже не суждено было вернуться. Борис Кустодиев очень ярко и точно изобразил красоту и колорит той поры. Кроме того, даже сама купчиха на его картине кажется неким олицетворением России прошлых веков – красивая, уверенная, сытая. Хотя, как мне кажется, это была лишь «парадная» сторона жизни купцов, да и вообще русских людей.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий