Кокошник – символ русской женщины

Многие справочники солидарны в толковании слова «кокошник». По их мнению, это «старинный русский женский головной убор». На этом их общность завершается. Далее в каждом виде словаря добавлено что-то своё, это делает статью индивидуальной. Стоит подробно изучить такие справочники.

Интересно узнать о формах кокошника: были ли они стандартными? Индивидуальность кокошника определялась социальной принадлежностью девушки и женщины. Имел этот головной убор огромное разнообразие форм и украшений.

Словари нам в помощь

Ожегов рассмотрел слово «кокошник» и дал ему такое толкование:

«В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади».

Ожегов не обошёл стороной и второе значение слова. Он обратился к русской архитектуре, в которой в 16 и 17 веках кокошником называли специальное пояснение, как «полукруглое или заостренное завершение фасада, свода».

Неизвестный художник «Крестьянка в кокошнике», XIX век
Неизвестный художник «Крестьянка в кокошнике», XIX век

В. И. Даль предлагает следующее объяснение:

«Народный головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы».

А «Большой энциклопедический словарь» вообще проигнорировал кокошник в виде головного убора, в нём приведено только объяснение, связанное с архитектурой. Остальные словари повторяют друг друга.

Особенности кокошника

Женщины носили разные головные уборы, потому что им запрещалось ходить с непокрытой головой. Кокошники – это была прерогатива замужних, а девушки покрывали свои головы, демонстрируя девичью гордость – косу, не менее красивые уборы на голову.

Вся женская половина русских женщин и девушек украшали свои головные уборы по-особенному, изысканно, что добавляло им самим и предметам их рукоделия красоты и индивидуальности.

История появления кокошника

Есть версии, что кокошники появились ещё в 10-12 веках. Первый головной убор, похожий на кокошник, был в это время в Новгороде. А название, произошедшее от древних славян, было созвучно со словом «курица», что соответствует с тем, что кокошник водружался на голову, как гребень петуха. Он даже украшался ярко и вычурно, чтобы все обращали на него внимание.

По форме этого «гребня» безошибочно определяли местожительство (губернию) хозяйки кокошника. Остроконечные головные уборы предпочитались большинством губерний, в отдельных губерниях встречались формы полумесяца.

Все представительницы прекрасного пола (богатые и бедные) имели в своём гардеробе кокошники и надевали его только по праздникам. Сохранялся он у женщины надолго, затем он переходил к дочери или даже внучке.

Разновидности

Кокошники были самой разнообразной формы:

  • однорогий;
  • двурогий или, как его называли иногда, «рогачка»;
  • цилиндрической формы с обязательным платком;
  • в форме, напоминающей седло, с названием «шеломок».
Кокошник «наклон», Костромская губерния, 18 век / © Шакко / wikimedia.org
Кокошник «наклон», Костромская губерния, 18 век / © Шакко / wikimedia.org

У кокошника были основные элементы:

  • волосник (шапочка, на неё пришивался «веер» и богато украшался);
  • очелье (гребень из бересты, обтянутый тканью);
  • ленты, при помощи которых кокошник крепился на голове женщины.

К украшениям кокошников можно было отнести подзатыльник (специальный расшитый бархатный платок), драгоценная вуаль, поднизь (сетка с росписью жемчугом). Доверяли изготовление кокошников мастерицам-кокошницам.

Немного истории

До царствования Петра I это женское украшение считалось обязательным для ношения всеми женщинами, а потом по царскому указу кокошник разрешалось носить только женщины из купеческого сословия, мещанки, крестьянки и женщины из семей священников.

Екатерина II соблюдала народные традиции и вернула кокошнику забытое признание. При Николае I этот головной убор не был забыт. Революция изменила отношение к кокошнику, но его заменила родная «сестра» – тиара. До сих пор кокошник не теряет своей привлекательности и не выходит из моды, только чуть-чуть видоизменяясь. Модельеры не отказывают себе в удовольствие, включая этот головной убор в свои коллекции.

Наталия Орейро в кокошнике
Наталия Орейро в кокошнике

В 2018 году певица Наталия Орейро записала много клипов, в которых на её голове красовалась тиара-кокошник. Изнаночная сторона вышивалась не менее богато, чем лицевая. Все орнаменты представляли собой обереги, принося в семью счастье, любовь и верность.

Слово «кокошник» в литературе

Здесь собраны доказательства того, что слово «кокошник» было знакомо многим писателям. Д. Н. Мамин-Сибиряк, описывая одежду девушек, отметил головной убор, как обязательный её элемент:

«Она велела невесткам одеваться в …расшитые золотом кокошники»

А в следующем описании Аксаков С. Т. предлагает увидеть Гоголя в необычном одеянии:

«… а на голове бархатный…, шитый золотом кокошник, весьма похожий на головной убор»

Любимым предметом у художников, изображаемым на портретах и картинах головным убором, был кокошник. Такими мастерами живописи, уделявшим внимание кокошникам, были К. Маковский, М. Врубель, В. Васнецов.

Виктор Васнецов «Боярышня» Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике, 1884
Виктор Васнецов «Боярышня» Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике, 1884

Кокошник можно назвать «короной» для красавиц России. Этот головной убор является до сих пор символом красоты и изящества. У него богатая история, он изящен и невероятно красив, потому что в его изготовление добавляется частичка человеческой души.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий