Многие справочники солидарны в толковании слова «кокошник». По их мнению, это «старинный русский женский головной убор». На этом их общность завершается. Далее в каждом виде словаря добавлено что-то своё, это делает статью индивидуальной. Стоит подробно изучить такие справочники.
Интересно узнать о формах кокошника: были ли они стандартными? Индивидуальность кокошника определялась социальной принадлежностью девушки и женщины. Имел этот головной убор огромное разнообразие форм и украшений.
Словари нам в помощь
Ожегов рассмотрел слово «кокошник» и дал ему такое толкование:
«В старое время, преимущ. в северных областях: нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади».
Ожегов не обошёл стороной и второе значение слова. Он обратился к русской архитектуре, в которой в 16 и 17 веках кокошником называли специальное пояснение, как «полукруглое или заостренное завершение фасада, свода».
В. И. Даль предлагает следующее объяснение:
«Народный головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы».
А «Большой энциклопедический словарь» вообще проигнорировал кокошник в виде головного убора, в нём приведено только объяснение, связанное с архитектурой. Остальные словари повторяют друг друга.
Особенности кокошника
Женщины носили разные головные уборы, потому что им запрещалось ходить с непокрытой головой. Кокошники – это была прерогатива замужних, а девушки покрывали свои головы, демонстрируя девичью гордость – косу, не менее красивые уборы на голову.
Вся женская половина русских женщин и девушек украшали свои головные уборы по-особенному, изысканно, что добавляло им самим и предметам их рукоделия красоты и индивидуальности.
История появления кокошника
Есть версии, что кокошники появились ещё в 10-12 веках. Первый головной убор, похожий на кокошник, был в это время в Новгороде. А название, произошедшее от древних славян, было созвучно со словом «курица», что соответствует с тем, что кокошник водружался на голову, как гребень петуха. Он даже украшался ярко и вычурно, чтобы все обращали на него внимание.
По форме этого «гребня» безошибочно определяли местожительство (губернию) хозяйки кокошника. Остроконечные головные уборы предпочитались большинством губерний, в отдельных губерниях встречались формы полумесяца.
Все представительницы прекрасного пола (богатые и бедные) имели в своём гардеробе кокошники и надевали его только по праздникам. Сохранялся он у женщины надолго, затем он переходил к дочери или даже внучке.
Разновидности
Кокошники были самой разнообразной формы:
- однорогий;
- двурогий или, как его называли иногда, «рогачка»;
- цилиндрической формы с обязательным платком;
- в форме, напоминающей седло, с названием «шеломок».
У кокошника были основные элементы:
- волосник (шапочка, на неё пришивался «веер» и богато украшался);
- очелье (гребень из бересты, обтянутый тканью);
- ленты, при помощи которых кокошник крепился на голове женщины.
К украшениям кокошников можно было отнести подзатыльник (специальный расшитый бархатный платок), драгоценная вуаль, поднизь (сетка с росписью жемчугом). Доверяли изготовление кокошников мастерицам-кокошницам.
Немного истории
До царствования Петра I это женское украшение считалось обязательным для ношения всеми женщинами, а потом по царскому указу кокошник разрешалось носить только женщины из купеческого сословия, мещанки, крестьянки и женщины из семей священников.
Екатерина II соблюдала народные традиции и вернула кокошнику забытое признание. При Николае I этот головной убор не был забыт. Революция изменила отношение к кокошнику, но его заменила родная «сестра» – тиара. До сих пор кокошник не теряет своей привлекательности и не выходит из моды, только чуть-чуть видоизменяясь. Модельеры не отказывают себе в удовольствие, включая этот головной убор в свои коллекции.
В 2018 году певица Наталия Орейро записала много клипов, в которых на её голове красовалась тиара-кокошник. Изнаночная сторона вышивалась не менее богато, чем лицевая. Все орнаменты представляли собой обереги, принося в семью счастье, любовь и верность.
Слово «кокошник» в литературе
Здесь собраны доказательства того, что слово «кокошник» было знакомо многим писателям. Д. Н. Мамин-Сибиряк, описывая одежду девушек, отметил головной убор, как обязательный её элемент:
«Она велела невесткам одеваться в …расшитые золотом кокошники»
А в следующем описании Аксаков С. Т. предлагает увидеть Гоголя в необычном одеянии:
«… а на голове бархатный…, шитый золотом кокошник, весьма похожий на головной убор»
Любимым предметом у художников, изображаемым на портретах и картинах головным убором, был кокошник. Такими мастерами живописи, уделявшим внимание кокошникам, были К. Маковский, М. Врубель, В. Васнецов.
Кокошник можно назвать «короной» для красавиц России. Этот головной убор является до сих пор символом красоты и изящества. У него богатая история, он изящен и невероятно красив, потому что в его изготовление добавляется частичка человеческой души.