«Всадница» Брюллова – кто изображён на знаменитой картине?

Искусство

«Всадница» Брюллова — один из шедевров художника. В 1832 году в итальянских газетах стали появляться заметки о недавно появившейся картине, что сразу приобрела известность. Критики и ценители живописи отмечали, что это – одно из самых совершенных творений, демонстрирующее человека во взаимодействии с конём.

Выдающийся русский художник действительно сумел виртуозно передать образы, эмоции, динамику с помощью красок. Сегодня полюбоваться полотном можно в Третьяковской галерее, однако далеко не все знают, что его появлению предшествовала интересная история. Кем же была та прекрасная всадница, которую увековечил в своей работе Брюллов? Какие важные детали хранит его картина?

О мастере

Карл Брюллов родился в 1799 году в семье обрусевшего француза и немки. Всем своим детям родители уделяли немало внимания, стараясь прививать любовь к красоте. Умение видеть самые разные грани мира, понимание искусства стало основным из главных жизненных принципов для юного Брюллов.

Что интересно, один из его братьев, Александр, также решил связать свою жизнь с творчеством, став архитектором. Именно вместе с ним живописец отправился в 1822 году в зарубежную поездку. На тот момент Карл Брюллов же был известен как подающий надежды художник. Он закончил Академию искусств с золотой медалью, а его работы появлялись на нескольких выставках.

Александр Павлович Брюллов «Автопортрет»
Александр Павлович Брюллов «Автопортрет», 1830 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Сначала братья Брюлловы отправились в Германию, а затем приехали в Италию, где проживали в Риме, изучая местные красоты и достопримечательности. Итальянские виды и особая атмосфера этой страны вдохновили Карла на создание ряда известных картин.

В первые годы пребывания в Риме были созданы «Итальянское утро», «Итальянский полдень», копия «Афинской школы» Рафаэля (она была сделана живописцем по заказу). Наиболее масштабной и длительной стала работа над «Последним днём Помпеи», полотном сложным и большим.

Карл Павлович Брюллов «Автопортрет»
Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1848 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Знакомство с графиней

В 1827 году происходит знаковое событие для творчества Брюллова. Его знакомят с Юлией Самойловой. Прекрасная молодая графиня оказалась тем самым образом, который так долго искал художник. Как утверждали современники, их связывали тёплые дружеские отношения.

Самойлова была истинной ценительницей искусства. Став богатой вдовой, она часто устраивала в своём доме встречи с известными мастерами своего времени. Частыми гостями графини были композиторы: Верди, Россини, Пачини.

Несмотря на то, что тогда Брюллов ещё работал над «Последним днём Помпеи», он согласился выполнить заказ Юлии. Она же просила написать картину «Всадница». Согласно её замыслу, требовался парадный портрет, который бы украсил одно из поместий графини.

В 1832 году работа над «Всадницей» была завершена, после чего сразу же отправилась на выставку в Милан. Превосходная подача, высочайшее мастерство художника, яркость образов и точность оттенков – всё это не могло оставить без внимания полотно.

О нём сразу же стали появляться весьма лестные заметки в местных газетах. Вот пример одной из них:

“Сколько помним, мы до сих пор не видели конного портрета, задуманного и исполненного с таким искусством. Этот портрет выказывает нам живописца, который высказывается сразу, и что еще важнее – гениального живописца”.

«Всадница» – кто она?

Поразительно, но относительно личности всадницы, изображённой на картине, существовали некоторые разногласия. К моменту написания полотна Самойловой было 30 лет, что по тем времена считалось зрелым возрастом, началом увядания женщины.

Однако с картины на нас смотрит юная девушка, находящаяся в самой цветущей поре своей жизни. Однако при сравнении историки отметили, что главная героиня полотна совсем не похожа на кого-либо из воспитанниц графини. На мой взгляд, личность этой особы не может вызывать сомнений, поскольку сходство с Самойловой на других изображениях очевидно.

Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год
Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год
(Возможно портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой)
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Около сорока лет «Всадница» Брюллова находилась в коллекции графини, однако к концу жизни Самойлова разорилась и вынуждена была продать бесценные творения, некогда созданные для неё. Полотно было приобретено для Третьяковской галереи.

Что примечательно, живописцы считают, что на нём всё-таки изображена не сама графиня, а её юная помощница – Джованина. Об этом косвенно могут свидетельствовать записи Брюллова, помеченные как “Жованин на лошади”. Впрочем, относительно личности прекрасной наездницы это утверждение остаётся спорным.

Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком»
Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-1834 года
Картина находится в Музее Хиллвуд, Вашингтон, США

Особенности полотна «Всадница» (описание картины)

«Всадница» Брюллова – работа, исполненная в стиле жанровой сцены. На картине мы видим молодую красивую девушку, что после прогулки верхом на вороном коне подъезжает к террасе богатого дома.

Рядом с нею – маленькая девочка, которая не скрывает своего восхищения старшей подругой. Мохнатый пёс кружит под копытами коня, а сама динамика сцены подчёркнута особенностями пейзажа. Мы видим чуть накренившиеся от ветра деревья и облака, бегущие по небу.

Наездница на лошади, фрагмент картины «Всадница»
Наездница на лошади, фрагмент картины «Всадница»

Девочка с левреткой, фрагмент картины
Девочка с левреткой, фрагмент картины «Всадница»

Собака у ног лошади, фрагмент картины Карла Брюллова
Собака у ног лошади, фрагмент картины Карла Брюллова

Всё внимание зрителя притягивает прекрасная всадница. Она восседает на коне, словно на пьедестале, а развевающаяся вуаль является своего рода ореолом вокруг лица девушки. Картина будто бы воспевает красоту и молодость главной героини, которая предстаёт в поистине блистательном образе.

«Всадница» Карла Брюллова – картина, что стала одним из самых известных творений живописца. Ценители искусства отмечали малейшие её детали и, что естественно, не обошли вниманием важную фигуру полотна – коня.

Лошадь, фрагмент картины Карла Брюллова «Всадница»
Лошадь, фрагмент картины Карла Брюллова «Всадница»

Итальянские газеты писали:

“Хотя можно думать, что картина предназначена сохранить черты лиц двух девочек… однако же лошадь почти исключительно приковывает к себе внимание зрителей… живописец также предпочёл её всему остальному и сосредоточил в ней свои познания и старание”.

Без сомнения, Брюллов в своём творении раскрыл абсолютную красоту – природы, человека и грациозного животного, выписанного с искренней любовью.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий