Карл Брюллов – человек, желавший, чтобы все его любили

Искусство

Карл Павлович Брюллов является русским живописцем, несмотря на иностранное имя, хотя и имеет французские корни по линии отца. Отец художника, будучи педагогом, требовал многого от сына, он был с ним строг и суров.

Павел Иванович был живописцем и  хотел, чтобы  сын продолжил его путь. Отец желал, чтобы его чадо стало лучшим в живописи, чтобы сын достиг всех вершин и почестей в своей стране, а для этого надо было очень хорошо постараться, ведь лучшими становились те, кто понравится самому императору.

А кто сказал, что тогдашний император Российской Империи Николай Ⅰ обладал изысканным вкусом в живописи? Это означает, что писать нужно в угоду, хорошо, красиво, но не от души. У Карла, думаю, на всю жизнь остались впечатления от воспитания отца.

В погоне за совершенством в технике сына Павел Иванович бил мальчика за каждую неточность, ошибку, лишний мазок. Как известно из психологии, впечатления и опыт, полученные в детстве, могут сильно повлиять на всю жизнь человека и даже оставить глубокие душевные раны. Мне кажется, были они и у Карла Брюллова.

Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1833 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Автопортрет», 1833 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Всю свою жизнь он стремился к совершенству, прорисовывал каждую линию с поразительной точностью, хотел, чтобы его высоко оценили, любили, признавали. Видимо, уроки отца не прошли даром.

Отец бил его по ушам и однажды перестарался. У мальчика лопнула барабанная перепонка, и он навсегда лишился слуха на одно ухо. Но техника юного художника стала идеальна. Такова была его плата за совершенство.

Вот уже и император признал молодого художника, заказал ему написать картину. Николаю Ⅰ понравилось полотно «Итальянское утро», и он просил Брюллова создать к ней пару. Карл Павлович написал «Итальянский полдень», который был встречен хорошо, но с определенным негодованием.

Карл Павлович Брюллов «Итальянское утро», 1823 год Местонахождение: Кунстхалле, Киль, Германия
Карл Павлович Брюллов «Итальянское утро», 1823 год
Местонахождение: Кунстхалле, Киль, Германия

Посмотрите сейчас на обе этих картины и постарайтесь отгадать, чего император не нашел на полотне «Итальянский полдень». Не оказалось там обнаженной женской груди, которая так прельстила монарха на первой картине. Ну вот, кажется, и нашлось то, что должно присутствовать в картине, чтобы она нравилась. С тех пор Брюллов стал часто изображать эту часть женского тела на своих картинах.

Можно отметить, что он следовал тенденциям общества, его желаниям. Рисовал художник бесподобно, но, как мне кажется, не от души, он следовал моде. У него была прекрасная техника, только вот герои его картин, эти красивые люди, нарисованные так красочно, сами были безжизненны.

Воспитание отца, конечно, заставило сына стать одним из лучших, но, думаю, лишило его индивидуальности в живописи. Брюллов на своих полотнах не выражает того внутреннего порыва, той мысли, которая рвётся наружу, какого-либо призыва, как многие другие живописцы. Его талант развивался под отцовским гнетом, совершенствуясь в технических навыках, но убивая живость и внутреннюю искру художника.

Карл Павлович Брюллов «Итальянский полдень», 1827 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Итальянский полдень», 1827 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Трудился с детства

Павел Иванович Брюллов, в семье которого появилась будущая знаменитость, был преподавателем орнаментальной скульптуры в знаменитой Петербургской Академии художеств. Был он не только скульптором, но и художником. Сын Карл родился у него 12 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Матерью будущего живописца стала Мария Ивановна Шрёдер. Как видно из фамилии, она имела немецкое происхождение.

Семья Брюлловых издавна занималась живописью, начиная с прадеда Карла. Уже в пятилетнем возрасте мальчик рисовал на грифельной доске, так как болел и почти не вставал с постели. Когда болезненность Карла прошла, он во многом, что касается живописи, помогал отцу. У него было ещё трое братьев, которые тоже стали художниками, и две сестры. Хочется добавить, что изначально семейная фамилия звучала как Брюлло, но потом её адаптировали на русский манер.

Императорская Академия художеств, где учился Карл Брюллов
Императорская Академия художеств, где учился Карл Брюллов

Стремительное начало

В 1809 году юный Карл Брюллов начал учиться в столичной Императорской Академии художеств, что, конечно, неудивительно, с его-то отцом. Там одним из его учителей был художник Андрей Иванович Иванов. Получив строгую школу дома и блестяще овладев техникой рисования, Карл быстро снискал уважение у преподавателей.

Своим сокурсникам Брюллов правил экзаменационные работы, правда, не бесплатно. За время учебы в Академии молодой художник собрал все возможные медали, от серебряной малой до большой золотой.

Первыми значимыми работами Брюллова можно назвать “Гений искусства” и «Нарцисс, смотрящий в воду», которую купил его преподаватель Иванов. Студенты, получившие большую золотую медаль, могли поехать на практику за границу, а Брюллов получил её в 1821 году за свою выпускную работу, которой стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Президент Академии просил юношу остаться в стенах учебного заведения ещё на несколько лет для совершенствования.

Выпускная работа Карла Брюллова «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов», 1821 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Выпускная работа Карла Брюллова «Явление Божие Аврааму у дуба мамврийского в виде трех ангелов», 1821 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В итоге Карлу дали преподавателя, который был менее искусен, чем ученик, и даровитого художника не устроил в качестве наставника, а заменить его по просьбе Брюллова не пожелали. Уже достаточно искусному живописцу больше нечего было делать в стенах Академии, так как ничего нового у плохого мастера он почерпнуть не мог.

Со своим старшим братом Александром Карл решает покинуть отчий дом и пуститься в свободное плавание, самостоятельно зарабатывая на жизнь. Младший начинает зарабатывать написанием портретов, и уже первые работы показывают талант юного художника. Несостоявшаяся заграничная поездка всё же состоялась, но не благодаря Академии художеств.

Карл Павлович Брюллов «Портрет архитектора Александра Павловича Брюллова», брата художника 1823-1827 годы Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Карл Павлович Брюллов «Портрет архитектора Александра Павловича Брюллова», брата художника 1823-1827 годы
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Выдающийся талант заметили в молодом Обществе поощрения художников. Эта организация отправила обоих братьев за границу, так как без Александра Карл ехать отказался, честно признавшись:

“Из меня, быть может, ничего не выйдет, а из брата Александра непременно выйдет человек”.

Старший брат Брюллова был архитектором. В 1822 году, перед поездкой за границу, император позволил братьям Брюлло стать Брюлловыми, именно с тех пор их фамилия была русифицирована.

К берегам известности

Приехав в солнечную Италию, Карл страстно принялся за живопись. Он не только рисовал, но и стал изучать культурное наследие страны. Очень скоро молодой человек уже отправил в Общество поощрения художников свою первую итальянскую работу.

Это была картина «Итальянское утро», которую восторженно приняли в Петербурге. В Италии Брюллов пишет много портретов, картины национального быта и лишь через десять лет напишет ещё один свой шедевр «Последний день Помпеи». Это будет в 1833 году.

До этого была «Всадница», написанная на миланской вилле Юлии Самойловой в 1832 году. Эта картина станет одной из самых знаменитых и узнаваемых у Брюллова после «Помпеи». Многие спорят, не зная истории этой картины, о том, кто же изображен на данном полотне.

Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов «Всадница», 1832 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Сама ли это Юлия Павловна Самойлова или одна из её воспитанниц? Юлия Самойлова действительно заказала эту картину, но изображена на ней её воспитанница Джованина Пачини со своей сестрой. Иногда и сама Юлия позировала вместе с воспитанницами, серию картин с которыми заказала, но на «Всаднице» её нет. И пусть вас не смущает надпись «Самойлова» на ошейнике одной из собачек возле лошади.

Не будем слишком забегать вперёд, ведь сейчас молодой Карл только окунулся в неповторимую атмосферу Италии, благодаря которой родятся затем все эти шедевры. В этот период Брюллову заказывают много портретов, он обретает полную финансовую независимость, так как знает своему таланту цену.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Именно в своей мастерской Карл встретил женщину, которая в четырёх образах будет присутствовать на картине «Последний день Помпеи» и романтической нотой войдет в его жизнь. Этой молодой особой стала графиня Юлия Павловна Самойлова. Эта дама была знатного и богатого рода, она была независима и покровительствовала искусствам. С портретов начался роман Карла Брюллова и Юлии Самойловой.

После «Помпеи» слава о новом Рафаэле разнеслась не только по всей Италии, но и достигла Санкт-Петербурга. Сам автор шедевра едет в Болонью, где планирует поселиться навсегда.

В 1835 году у живописца наступает творческий кризис, ему кажется, что в Италии он уже исчерпал себя. Наспех собравшись, морем Брюллов отправляется в Одессу, а оттуда в Москву. Конечной точкой этого путешествия станет Петербург.

Снова в родных краях

В 1836 году Академия художеств горячо встречала вышедшего из её стен живописца, отсутствовавшего на родине 14 лет. Брюллова даже назначили профессором Академии. В 1839 году, несмотря на нежную привязанность к графине Самойловой, Карл Брюллов взял в жены молодую Эмилию Тимм.

Этот брак не задался и распался через три месяца. Имеются разные предположения о причинах этого разрыва, но не будем останавливаться на слухах и домыслах. Брак распался, детей не было. Общественность же восприняла эту новость воинственно, ополчившись против незадавшегося мужа.

Карл Павлович Брюллов «Портрет молодой женщины у фортепьяно» (жена художника Эмилия Тимм), 1838 год Местонахождение: Частная коллекция
Карл Павлович Брюллов «Портрет молодой женщины у фортепьяно» (жена художника Эмилия Тимм), 1838 год
Местонахождение: Частная коллекция

В эту трудную для Брюллова пору утешить его приехала Самойлова. Они не были верны друг другу, но была верна их любовь. Он был её любимым художником, а она – его любимой музой. Карл Павлович вновь занялся портретами, он нарисовал множество известных по тем временам личностей. Среди них, конечно, была Самойлова, а ещё Крылов, Жуковский, Салтыкова и другие. Художник был популярен и признан. Гоголь говорил про творчество Брюллова:

“Кисть его можно назвать сверкающей, прозрачной”.
Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-1834 года Местонахождение: Музей Хиллвуд, Вашингтон, США
Карл Брюллов «Портрет Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком», 1832-1834 года
Местонахождение: Музей Хиллвуд, Вашингтон, США

Закат великого таланта

В 1848 году, когда Брюллов был уже болен, он написал свой автопортрет. На нем видно, что художник устал, что в нем происходит какое-то внутреннее угасание. Тем не менее, портрет прекрасен, сравним с лучшими мастерами эпохи возрождения. В 1849 году Карл Павлович уезжает на лечение от болезни легких за границу. Лечение живописцу не помогло, он умер в 1852 году 11 июня в Италии. Ему было на тот момент 52 года.

Перед смертью за русским живописцем присматривал Гарибальди Титтони. Он сопровождал его к врачам, старался помочь чем может, а Брюллов рисовал его портреты. Рисовал он и членов семьи Титтони, поэтому многие последние картины художника до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. А последним шедевром этого мастера кисти стал портрет Микеланджело Ланчи – археолога и старого знакомого Брюллова.

Карл Павлович Брюллов «Портрет археолога Микеланджело Ланчи», 1851 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Карл Павлович Брюллов «Портрет археолога Микеланджело Ланчи», 1851 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Карл Павлович Брюллов стал известен далеко за пределами России. За прекрасное творчество ему дали прозвище Карл Великий, ведь его картины были безупречны. Брюллов был ещё и дамским угодником в плане живописи.

Попасть в его мастерскую на портрет мечтали многие представительницы прекрасного пола. Этого художник добился своим талантом изображать на полотне любую женщину гораздо красивее и очаровательнее, чем она есть на самом деле. Вот только если повнимательнее присмотреться к картинам и портретами Брюллова, можно заметить, что люди, изображенные на них, поразительно похожи, как будто они родились в одной семье.

Без сомнения, все произведения Карла Павловича прекрасны, красочны, с чудесной точной техникой, но в них присутствует своеобразная однотипность, проявляющаяся от картины к картине. Думаю, что так отразились на творчестве художника уроки отца, полученные в детстве. Однажды оглохнув и перестав делать ошибки, Карл Брюллов навсегда перестал их делать. Отсюда и однотипность образов, он как бы рисовал по единожды установленному лекалу, правильному и красивому.

Дом на Кадетской линии, 21 в Санкт-Петербурге, где жил Карл Павлович Брюллов / protect812.com
Дом на Кадетской линии, 21 в Санкт-Петербурге, где жил Карл Павлович Брюллов / protect812.com

Могу предположить, что из-за жесткого, если не сказать жестокого воспитания отца, с детства живописец воспринимал критику болезненно и стремился её избегать. Тем более, накладывался ещё опыт “Итальянского полдня”, который был хоть и благосклонно принят самим императором, угодить которому так стремился научить своего сына Павел Иванович, но его немного  пожурили за недостающий элемент.

Вот и получилось, что, учтя все наставления отца, пожелания общественности и тенденции моды, Брюллов рисовал превосходно, но наигранно, не всегда естественно и душевно. Несмотря ни на что, картины Карла Брюллова были и остаются неотъемлемой эстетической частью русской живописи.

На обложке: Фрагмент картины Карла Павловича Брюллова «Автопортрет», 1848 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий