Что объединяет парсуну, персону и лицо?

Парсуна Что это?

О парсуне впервые заговорили с XVII века. Этот вид написания портретов можно отнести к ранней живописи на Руси.

В латинском языке слово «парсуна» напоминает слово «persona», что переводится, как «личность, особа и лицо». Раньше парсуной называли все портреты людей. В 18 веке её стали выделять как особый жанр. Первым это сделал искусствовед Снегирёв.

В этом малоизвестном жанре можно было обнаружить традиции иконописи: герои были идеализированы, позы статичны, письмо было плоскостное. Для выполнения таких портретов использовалось дерево и темперные краски. С тех времён сохранились парсуны царя Ивана Грозного и других правителей царской фамилии.

Иван Волтырь Парсуна «Патриарх Никон», ок.1682 года Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Иван Волтырь Парсуна «Патриарх Никон», ок.1682 года
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Особенности нового жанра

Одновременно мастера парсуны старались реалистично изображать своих героев с натуры, добавляя объём, рисуя на холсте с использованием масляных красок. В этом стиле изображали царя Ивана Алексеевича, князя Ивана Репнина, воеводы Нащокина.

Иногда в парсуне трудно было определить тех, кого изображали из-за условности портретного сходства. В этом случае на помощь приходила подпись или указания в одежде, в специальных атрибутах на головных уборах, в руках тех, кто был изображён на парсуне.

Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI – начало XVII века Местонахождение: Национальный музей, Копенгаген, Дания
Парсуна Ивана Грозного. Конец XVI – начало XVII века
Местонахождение: Национальный музей, Копенгаген, Дания

Пояснения от словарей

«Словарь терминов» очень конкретно высказался по поводу происхождения слова «парсуна»: в нём сказано, что оно является искажением от «персоны». Таким портретным жанром рисовали светские парадные портреты, которые стали только-только появляться.

Из «Энциклопедического словаря» мы узнаём, что такая портретная живопись, как парсуна, возникла на Руси, в Белоруссии и на Украине. Остальные словари не открыли ничего нового из толкования такого устаревшего слова, как «парсуна».

Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII века Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия
Портрет царя Алексея Михайловича в большом наряде, вторая половина XVII века
Местонахождение: Государственный Исторический музей, Москва, Россия

Из истории возникновения

Западное искусство смогло повлиять на русскую живопись. Ещё в 15 веке в европейских странах в культуре началась эпоха Возрождения. Живопись получила бурное развитие, появились новые жанры и стили в этом виде искусства. Иконопись занимала главное место в изобразительном искусстве.

Церковь возражала против появления новых видов живописи, она развивала традиции иконописи. Первыми стали писать портреты мастера, работающие в Кремлёвской Оружейной палате. Для русских живописцев приглашали иностранных художников, чтобы заграничные мастера передавали своё умение и европейские приёмы живописи.

Эти нововведения пришлись на правление российского царя Петра I. Конец 17 века ознаменовался крупными реформами в культурной сфере и в других направлениях жизни страны.

Парсуна царицы Евдокии Лопухиной, XVIII век Местонахождение: Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл., Россия
Парсуна царицы Евдокии Лопухиной, XVIII век
Местонахождение: Чухломский краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл., Россия

Виды парсун

Эта портретная живопись подразделялась на следующие виды:

  •  по технике исполнения (доска с темперой и холст с маслом);
  •  по назначению (портрет при жизни и надгробные парсуны);
  •  по значимости личности (портреты царей и князей, церковнослужителей, бояр и военных личностей).
Портрет царицы Марфы Апраксиной, 1682 год Местонахождение: Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Портрет царицы Марфы Апраксиной, 1682 год
Местонахождение: Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Были ещё некоторые отличительные особенности парсун. Среди них отмечались условность сходства личности и простота портрета, подписи, надписи и статичность позы изображаемого.

Парсуны всегда были в цене. Первая причина этой ценности была в том, что в этом виде живописи писали портреты значительных исторических особ. Стоимость парсун с годами только увеличивается.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий