«Белое на белом» – безграничность в картине Малевича

Искусство

Большинство людей наслышано о знаменитом «Чёрном квадрате» Казимира Малевича, но у художника со своеобразным стилем было три подобных работы. Цикл квадратов состоял из чёрного, красного и белого. О последнем как раз и пойдёт речь. Картина называется «Белое на белом», хотя в народе её именуют и «Белым квадратом», и «Белым квадратом на белом фоне». 

Именно эта работа стала вершиной той самой беспредметности, которую так ценил Малевич. «Белое на белом» – воплощение авангарда в русской живописи. Несмотря на кажущуюся простоту творения, ценители искусства наделяют его глубочайшим смыслом. Что же таит в себе эта картина?

Особенности «Белого квадрата»

Свою картину «Белое на белом» Казимир Малевич написал в 1918 году. Она, как и другие “квадраты”, была отнесена к направлению беспредметной живописи, которую в своей интерпретации художник назвал супрематизмом. 

Это был особенный период для живописца – Малевич переосмысливал прежние формы и искал новые решения в творческой подаче. Весной 1919 года картина появилась на X Государственной выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». Почти через десять лет, в 1927 году, «Белое на белом» появляется на выставках в Берлине. Сегодня же увидеть работу можно в Нью-Йоркском музее современного искусства.

Но чем же «Белое на белом» поразило воображение ценителей авангардной живописи? Если внимательно рассмотреть картину, станет ясно, что она написана двумя близкими оттенками белого цвета. Присмотревшись, можно отметить, что фон выполнен с добавлением охры, в более тёплом тоне, а вот непосредственно квадрат на нём имеет холодный голубоватый оттенок. 

В отличие от «Чёрного квадрата», в картине «Белое на белом» квадрат не находится строго в центре, создавая твёрдую статику. Напротив, он немного повёрнут и смещён к правому краю, из-за чего складывается иллюзия движения.

В отличие от «Чёрного квадрата», в картине «Белое на белом» квадрат не находится строго в центре. Он немного повёрнут и смещён к правому краю, создавая иллюзию движения
В отличие от «Чёрного квадрата», в картине «Белое на белом» квадрат не находится строго в центре. Он немного повёрнут и смещён к правому краю, создавая иллюзию движения

Картина с необыкновенной глубиной

Казимир Малевич писал: 

“Странная вещь — три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь”.

Художник отмечал, что в белом цвете заложена особенная безграничность и свобода. В нём Малевич запечатлел то самое совершенство беспредметности, к которому шёл на протяжении всего своего творческого пути. Более того, «Белое на белом» стало одной из первых живописных работ в монохромной подаче. По сути, Малевичу удалось совершить переворот в искусстве, задав новые формы и каноны.

Казимир Северинович Малевич «Белое на белом», 1918 год Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Казимир Северинович Малевич «Белое на белом», 1918 год
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Далеко не все знают, что большинство американцев более наслышаны о «Белом квадрате», нежели о его чёрном “собрате”. Для ценителей искусства в США «Белое на белом» является вершиной супрематизма и, надо отдать должное работе, она действительно заслуживает такого отношения. Упоминания о картине встречаются и в массовой культуре, других произведениях искусства, что указывает на популярность картины. Иосиф Бродский писал: 

“Днём, когда небо под стать известке,

сам Казимир бы их не заметил,

белых на белом”.

Казимир Малевич на выставке своих работ, 1924 год
Казимир Малевич на выставке своих работ, 1924 год

Трактовка «Белого на белом»

Какую же идею вложил художник в своё творение? В своей книге Малевич признавался, что написание «Белого на белом» стало неким открытием тайны понимания всего, что есть в мире. От себя хочу заметить, что Малевич нередко прибегал к возвеличиванию себя, чтобы раскрыть суть своих работ. Впрочем, многие искусствоведы поддерживают его в этом. 

Как считают почитатели творчества Казимира Малевича, в «Белом на белом» воплощено стремление к открытиям и движению. Белое в его подаче – не пустота, а сущность вселенской чистоты и свободы, что необходима для творческого возрождения и становления. 

В единстве белого фона и квадрата Малевич видел непрерывный цикл, заложенный природой. Это – суть всего человечества. Природа не обеспечивает ограничения людям, а потому открывает путь вперёд.

Каталог X Государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». Местонахождение: ВЦВБ, Отдел Изо НКП. М., 1919 год На этой выставке впервые демонстрировалась картина «Белое на белом»
Каталог X Государственной выставки «Беспредметное творчество и супрематизм». Местонахождение: ВЦВБ, Отдел Изо НКП. М., 1919 год
На этой выставке впервые демонстрировалась картина «Белое на белом»

Если «Чёрный квадрат» втягивает свет и концентрирует внимание на себе, то его белый аналог, напротив, позволяет раскрыться врождённому гению, некому “сверхчеловеку”, заложенном в глубокой творческой личности. Художник не скрывал столь важной задачи своей работы. Казимир Малевич отмечал: 

“Белый квадрат, кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения, является ещё толчком к обоснованию миростроения как “чистого действия”, как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве “всечеловека”.

И здесь живописец очень точно отмечает функции белого цвета в живописи. Он даёт свободу, раскрывает пространство. Причём речь идёт о пространстве как вокруг нас, так и внутри. Возможно, лишь в столь простой подаче, работе «Белое на белом», Малевич сумел выразить ту безграничность познания, что раскрылась перед ним. 

К сожалению, новые горизонты, появившиеся перед автором творения, были открыты, а на смену им не пришли другие шедевры. Четырёхлетний цикл становления супрематизма сменился серьёзным творческим кризисом в жизни Казимира Малевича. Супрематические художественные средства были исчерпаны и не оправдали себя в качестве инструментов для длительного творчества. Об этом художник написал в своём манифесте «Супрематизм».Казимир Малевич в своей творческой мастерской, 1932 год

Конечно, картина «Белое на белом» будет понятна далеко не каждому. Оценить её по достоинству могут лишь любители подобного рода живописи, сторонники супрематических форм и идей в искусстве. Малевич передал в своей работе всю многогранность и безграничность белого цвета, который позволяет по-особому раскрыться человеческому воображению.

На обложке: Фрагмент картины Казимира Севериновича Малевича «Белое на белом», 1918 год. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

МУСАГЕТ
Добавить комментарий