Архип Куинджи – глубокомысленный русский грек

Искусство

Куинджи был мастером ночного пейзажа, щедрым благотворителем, художником с необыкновенной техникой. Ему приписывали добавление фосфора в краски, не веря таланту, а он оказался экспериментатором и новатором своего времени.

Архип Иванович Куинджи рано остался без отца и матери на попечительстве родственников, которые воспитали его и дали возможность получить образование.

В училище он не проявил себя как любознательный и способный к наукам мальчик, зато проявил свой природный талант к рисованию. Архип рисовал постоянно и на всём, что попадется ему под руку, будь то клочок бумаги, стена или забор. Таким вот уличным мастером граффити он рос.

Думаю, для многих будет открытием, что фамилия Куинджи переводится с родного урумского языка художника как «золотых дел мастер». При этом, в метрической книге фамилия Архипа Ивановича записана как Еменджи, что означает «трудовой человек».

Крамской И. Н. «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи», 1872 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Крамской И. Н. «Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи», 1872 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Это имеет свои основания, ведь его отец был сапожником – настоящим трудовым человеком. Несомненно, художнику больше подходит имя, отражающее его творчество, а Куинджи стал настоящим золотых дел мастером в живописи.

Удивительно в биографии Архипа Ивановича то, что имея явный талант, он смог поступить в академию художеств лишь с третьего раза. Упорство и призвание проложили Куинджи дорогу в большое искусство. Он добился возможности стать вольным слушателем Академии художеств, и благодаря этому он стал знаком с передвижниками.

Значительное влияние на творчество Архипа Куинджи произвели Айвазовский, Крамской и Репин, двое последних станут его друзьями. Под воздействием их картин он стал воспринимать действительность более реалистично, чем прежде.

А.И.Куинджи «Волны», 1870-е годы Местонахождение: Таганрогский художественный музей, Таганрог, Россия
А.И.Куинджи «Волны», 1870-е годы
Местонахождение: Таганрогский художественный музей, Таганрог, Россия

Маленький талантливый грек

Семья сапожника, в которой 15 января 1842 года появился знаменитый русский живописец Архип Куинджи, была небогата, можно даже сказать, что была она бедна.

Мальчику повезло в том, что родился он в живописном, теплом и солнечном Мариупольском уезде. У этого ребенка слишком рано не стало матери и отца, но он не был брошен на произвол судьбы, его приютили родственники отца.

Они и дали маленькому Куинджи начальное образование, отправив учиться к одному греку, который научил мальчика грамматике греческого языка. Ходил Архип и в местное училище, но учился плохо, так как не науки занимали его мысли, а искусство.

Куинджи в молодые годы
Куинджи в молодые годы

Родственники мальчика были тоже не богаты, как и его родители, поэтому он рано начал работать самостоятельно. Одним из первых мест работы стал луг, где Архип пас гусей. Работал юноша и на стройке, где он учитывал расход кирпича, довелось ему зарабатывать первые деньги, нанявшись к хлеботорговцу.

Считается, что этот самый хлеботорговец по фамилии Аморетти первым заметил талант мальчика в рисовании и посоветовал отправиться учиться к уже известному тогда, Айвазовскому, что Куинджи и сделал с большой охотой.

В 1855 году Архип добрался до Феодосии, где жил тогда художник-маринист. Там его ждало разочарование. Вместо того, чтобы стать учеником Айвазовского, юный талант стал всего лишь помощником, толкущим краски и красящим забор.

Пробыв у Ивана Константиновича около двух месяцев, Куинджи вернулся домой и устроился ретушером у фотографа. Потом молодой человек перебрался в Одессу, а оттуда в Таганрог, всё это время он занимался ретушированием и хотел открыть свою фотостудию.

Несмотря на занятость с 10 утра до 6 вечера, рисовать Архип Иванович не переставал. Всё свободное время он посвящал живописи, вставал очень рано, в 4 часа утра и рисовал до начала рабочего дня.

А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
А.И.Куинджи «Осенняя распутица», 1870 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Хотел бы научиться…

Куинджи знал, что хочет рисовать, что у него это получается, видели это и другие люди. Несмотря на небогатое происхождение и необходимость с детства трудиться, зарабатывая на хлеб, художник чувствовал, что его талант должен быть запечатлен в картинах.

Он хотел совершенствоваться, рисовать профессионально, показывать свои картины на выставках. Думаю, что каждый талантливый человек хотел бы быть замеченным и оцененным.

Вероятно, хотел этого и Куинджи, поэтому в 1865 году попытался поступить в Императорскую Академию художеств. Для этой цели он уехал в столицу, но ни в первую попытку поступления, ни во вторую студентом не стал.

Императорская Академия художеств, слушателем которой был Архип Куинджи
Императорская Академия художеств, слушателем которой был Архип Куинджи

Лишь в 1868 году Архип Иванович обратил на себя внимание, показав одну свою картину на выставке от Академии. От этой картины в наши дни, к сожалению, сохранилось только название «Татарская сакля в Крыму», но тогда она произвела должное впечатление.

После этого художнику позволили стать вольнослушателем курсов Академии художеств, тогда-то он и познакомился с известными передвижниками. Идеи товарищества нашли отражение в творчестве Куинджи.

Влияние передвижничества видно в его работах «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Со своими работами Архип Иванович стал участвовать в выставках передвижников. Картины Куинджи имели большой успех в товариществе, и художник ещё более уверился в своих силах и таланте.

Посещение курсов в Академии художеств живописец бросил и занялся творчеством. Имя Архипа Куинджи стало произносится всё чаще в художественной среде, он стал на слуху, его признали как нового восходящего художника.

Сюжет картины географически связан с родными местами художника А.И.Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Сюжет картины географически связан с родными местами художника
А.И.Куинджи «Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

На Валааме

В 1873 году Архип Иванович вновь отправляется на остров в Ладожском озере, на котором бывает с 1970 года. Валаам – излюбленное место русских пейзажистов той эпохи. В этой поездке художник создает одну из знаменитых своих картин «На острове Валааме», там же он пишет «Ладожское озеро».

В обеих картинах заметна любовь Куинджи к передаче на полотне игры света. «На острове Валааме» – это самая первая картина Архипа Ивановича, которой пополнил свою коллекцию Третьяков. Анна Флорковская – кандидат искусствоведения – о картинах Куинджи с острова Валаам говорит так:

«Это некое понимание природы, вот такой зримой природы, конкретного вида на острове Валаама под Петербургом, который нам говорит о природе как о части космоса».
Куинджи привлекала суровая живописность северной природы. А.И.Куинджи «Ладожское озеро», 1873 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Куинджи привлекала суровая живописность северной природы.
А.И.Куинджи «Ладожское озеро», 1873 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Картина «Ладожское озеро» привлекла к себе внимание общественности не только как прекрасное произведение искусства, но и благодаря разгоревшемуся вокруг неё скандалу.

Знакомый Архипа Ивановича, с которым он был дружен, художник-маринист Судковский в 1882 году написал картину «Мёртвый штиль», где применил те же приемы, что и Куинджи в «Ладожском озере».

Р.Г.Судаковский «Мёртвый штиль», 1879 -1885 годы Местонахождение: Киевская картинная галерея, Украина
Р.Г.Судаковский «Мёртвый штиль», 1879 -1885 годы
Местонахождение: Киевская картинная галерея, Украина

Из-за этого друзья разругались, так как Архип Иванович обвинил Судковского в плагиате. Разногласия разгорелись не на шутку, к спору подключились и другие коллеги-художники. Некоторые встали на сторону Судковского, но победа всё равно осталась за Куинджи.

Успехи в творчестве и личной жизни

Присоединившись к передвижникам, художник получил больше возможностей для демонстрации своих картин. К тому же, он теперь мог зарабатывать на своем творчестве. Благодаря им, молва о таланте Куинджи разнеслась по всей России. Вера Лагутенкова – кандидат искусствоведения – про товарищество передвижников:

«Это был уникальный опыт, который объединил московскую художественную элиту с художниками из Санкт-Петербурга. Это, по началу, позволяло не только популяризировать отечественное искусство как таковое и перевозить работы по всем городам нашей страны, но и давало художникам возможность зарабатывать».
Первая картина художника, которую Павел Третьяков купил для своей галереи А.И.Куинджи «На острове Валааме», 1873 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Первая картина художника, которую Павел Третьяков купил для своей галереи
А.И.Куинджи «На острове Валааме», 1873 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

За картину «Снег» Архип Иванович был удостоен бронзовой медали на международной выставке, которая проходила в Лондоне. 1875 год ознаменовался для Куинджи поездкой во Францию, где он подготовился к своей свадьбе, заказав костюм для церемонии.

В Мариуполе молодой художник обвенчался с дочерью местного купца. Невесту Архипа Ивановича звали Вера Леонтьевна Кечеджи-Шаповалова. Эту девушку он полюбил ещё давно, будучи совсем юным. Свадебное путешествие молодых совершилось на любимый остров Валаам.

В 75-м году Куинджи написал картину «Степи», а год спустя из-под его кисти вышла «Украинскую ночь». Эти картины были восторженно приняты публикой, на них художник потрясающе распределил свет. Техника Куинджи стала новым веянием в русской живописи.

В 1878 году живописец отметился на парижской Всемирной выставке. Его картины и там вызвали восхищение у искушенной публики. Французский критик Дюранти высоко оценил работы русского художника, отметив, что ему присуща оригинальная национальность в творчестве.

В том же 78-м году Куинджи начинает писать «Вечер на Украине» – картина, которую художник завершит лишь спустя 23 года. Увлекшись изучением импрессионизма, в 79-м году Архип Иванович создает серию картин, в которых улавливаются приемы, применяемые импрессионистами. Это были картины «Север», «Берёзовая роща», «После дождя».

А.И.Куинджи «Вечер на Украине», 1878 год, частично доработана в 1901 году Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
А.И.Куинджи «Вечер на Украине», 1878 год, частично доработана в 1901 году
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Необыкновенная выставка и свободное плавание

Несмотря на то, что участие в товариществе передвижников многое дало Куинджи и во многом повлияло на его творчество, он чувствовал рамки этого сообщества.

Архип Иванович был уже сформировавшимся художником со своим особым стилем и видением, он чувствовал, что должен идти своей дорогой и в конце 1870-х годов покинул товарищество. К тому же, у него образовался конфликт с одним из передвижников Михаилом Константиновичем Клодтом.

В 1880 году живописец создал интересное полотно «Ночь на Днепре», которое произвело небывалый эффект на публику. Куинджи придумал необыкновенную технику показа этой картины на выставке.

А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

В зале галереи выключали почти весь свет, чтобы наполнить пространство темнотой, оставалось лишь освещение, направленное непосредственно на картину. Благодаря такому своеобразному варианту демонстрации полотна, зрители были очарованы картиной и поражены глубиной красок. Действительно, в «Ночи на Днепре» лунный свет струится по всему ночному пейзажу как настоящий, завораживая взор смотрящего на картину.

Куинджи умел настолько хорошо передавать игру света и тени в своем творчестве, что его пейзажи оживали на полотне. Глядя на картины Архипа Ивановича, ощущаешь себя находящимся среди изображенного красками, кажется, будто выглядываешь лунной летней ночью в окно.

Именно такое впечатление производят картины Куинджи, на которых художник изображает ночные пейзажи. Живописец выставлял всего одну картину, а впечатление люди получали как от прогулки по целой картинной галереи.

Куинджи очень любил писать крымские пейзажи <br /> «Кипарисы на берегу моря». Крым, 1887 год<br /> Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
Куинджи очень любил писать крымские пейзажи
«Кипарисы на берегу моря». Крым, 1887 год
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

Он просто устал от суеты

Устроив ещё пару выставок своих картин в 1881 и 1882 годах, Куинджи на двадцать лет ушел от всеобщего лицезрения и уединился для спокойной работы в своей мастерской. В 81-м году художник выставлял «Берёзовую рощу», также в моноформате, как и «Ночь на Днепре». Про «Берёзовую рощу» Иван Шишкин сказал однажды:

«Это не картина, а с неё картину можно писать».
Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.Шишкин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Об этой картине восхищенно отзывался непревзойденный мастер пейзажа И.И.Шишкин
А.И.Куинджи «Берёзовая роща», 1879 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В адрес Архипа Ивановича, вместе с большим количеством похвалы, поступало и множество критических оценок его творчества. Некоторые коллеги и критики считали, что его великолепная техника – это как пыль в глаза, напускное и пишет он свои картины не ради глубины искусства, а чтобы шокировать публику, нравиться, быть особенным.

Куинджи тяготился негативными отзывами о своих творениях, он устал от суеты выставок и внимания к своей персоне, поэтому просто закрылся от общества и продолжил творить в уединении, в мастерскую он больше никого не пускал.

В Академии художеств, которую так и не окончил мастер ночного пейзажа, он вел теперь свой класс пейзажной живописи. Куинджи к тому времени стал достаточно обеспеченным человеком, теперь он мог помогать другим и с радостью это делал. Архип Иванович материально поддерживал студентов, которые испытывали нужду. При этом сам художник живет просто и скромно, всё хозяйство ведет жена, прислуги в семье никогда не было.

А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годами Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия
А.И.Куинджи «Горы», между 1890 и 1895 годами
Местонахождение: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань, Россия

Живописец кормил птиц на крыше своего дома каждый день, когда птице нужна была помощь, Куинджи сам лечил её, за это художника даже прозвали «птичий доктор». Не бросает в беде он и своих учеников, его лишают звания профессора за поддержку студенческой забастовки.

Архип Иванович продолжает заниматься с юными художниками и даже возит их на свою дачу в Крыму, именно там появилась картина «Радуга».В конце 19-го века Куинджи напишет ряд картин, изображающих горные пейзажи. Этому поспособствовала поездка на Кавказ с приятелем-художником Ярошенко.

Среди гор они увидели Брокенского призрака – редкое и удивительное природное явление. Говорят, что эти горные картины Куинджи вдохновили Николая Константиновича Рериха на создание его гималайской серии. Кисти трех замечательных живописцев – современников Куинджи, принадлежат его портреты. Васнецов Виктор Михайлович, Крамской Иван Николаевич и Репин Илья Ефимович запечатлели Архипа Ивановича для будущих поколений.

В 1910 году художник заболел воспалением легких, к сожалению, из-за больного сердца живописец не пережил болезни и скончался 11 июля.

Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа
Архип Куинджи стал признанным мастером ночного пейзажа

И в завершении хотелось бы сказать…

Куинджи открыл в русской живописи новый стиль, свой особенный и необыкновенный стиль, отражающий не столь саму действительность, сколько философские размышления о ней. Архип Иванович был самоучкой, он сам сделал себе имя, пробился своим талантом и упорством в большой мир искусства. Галина Чурак – доктор искусствоведения о Куинджи:

«Он не получил никакого большого образования, он плохо писал, от него осталось мало писем. Как считали современники, он немного стеснялся даже писать письма, но эта небольшая грамотность целиком искупалась тем, как глубоко мыслил художник, как глубоко понимал он многие вещи и глубоко философски понимал».

Исключительное мастерство колориста сделало картины Куинджи интересными для многих поколений искусствоведов. Необыкновенный свет в его картинах, как будто фосфоресцирующий, породил множество толков о технике мастера.

И.Е.Репин «Портрет художника А.И.Куинджи», 1877 год Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
И.Е.Репин «Портрет художника А.И.Куинджи», 1877 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Когда ещё не было доступно исследовать состав красок на полотне, некоторые обыватели считали, что художник добавляет в краски фосфор, за счет которого создается столь невероятный световой эффект.

В 20-м веке все мифы, касаемо этого вопроса, были развенчаны, так как современные технологии позволили изучить состав красок на картинах Куинджи. Никаких следов фосфора там обнаружено не было, секрет его творений лишь в мастерстве и в том, что он был гений, который яркий след оставил на Земле.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий