«Апофеоз войны» – жуткие контрасты на полотне Верещагина

Искусство

Известный русский художник Василий Верещагин неоднократно участвовал в военных кампаниях, в ходе которых создавал репортажи о быте солдат, потерях на фронте, ошибках командования или ловких манёврах. Он часто писал картины, основанные на том, что приходилось видеть, но единственным творением, на котором Верещагин изобразил то, чего не видел на самом деле, стал «Апофеоз войны».

Основой сюжета стали события, связанные с приходом Тамерлана. Изображение кажется настолько жутким и символичным, что не оставляет равнодушным и современного зрителя. Как признавался сам Верещагин, он бы с радостью писал лишь светлые и солнечные картины, однако реальность диктует иные правила. Как же был создан «Апофеоз войны»? И что за символы мы видим на нём?

История картины

“Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга”.

Именно так говорил живописец и литератор Василий Верещагин. Его картина «Апофеоз войны» подтверждает смысл высказывания. Она была создана в 1871 году. Первоначально Верещагин назвал творение «Торжество Тамерлана». В дальнейшем картина получила иное название, а привязка к конкретной исторической эпохе исчезла.

По сути, «Апофеоз войны» стал неким общим символом потерь и смерти, что неизменно приносит за собой любая война. Тем не менее, изначально художник изображал именно последствия завоевательной деятельности Тамерлана и его войск, оставляющих за собой горы черепов.

Василий Васильевич Верещагин за работой
Василий Васильевич Верещагин за работой

С пирамидами, выложенными из черепов – одну из них мы видим на полотне Верещагина – связано старинное предание. Согласно ему, однажды женщины Дамаска и Багдада пожаловались Тамерлану на своих мужей, что погрязли в разврате. По приказу предводителя каждый из воинов Тамерлана должен был принести отрубленную голову нечестивца. В итоге на поле были сложены целые пирамиды из черепов.

Существует и иная версия, связанная с созданием картины. Ряд искусствоведов и биографов полагает, что Верещагин написал «Апофеоз войны» под впечатлением от рассказа про Валихан-торе. По его приказу был казнён европейский путешественник, головой которого он потребовал увенчать пирамиду из голов прочих казнённых.

Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны», 1871 год
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Апофеоз войны» и его уникальность

Картина во многом стала уникальным творением Верещагина. Даже сам сюжет разительно отличается от прочих изображений. В отличие от многих других работ живописца, «Апофеоз войны» был написан не с натуры. Предполагается, что зарисовкой известной картины стала картина «Развалины театра в Чугучаке», где также прослеживаются сходные идеи.

Теперь я предлагаю внимательнее взглянуть на картину, чтобы лучше понять замысел художника. Перед нами – выжженная земля. Сложно сказать, что прежде было на этом месте. Кому-то кажется, что некогда на изображённых просторах были цветущие сады, кто-то полагает, что события, предшествующие сюжету картины, разворачивались в пустынной местности.

На мой взгляд, более верно второе предположение. Но это не так важно. Главное заключается в том, что даже сам пейзаж демонстрирует нам запустение и гибель, отсутствие всякой жизни. Посреди мрачного пейзажа высится гора из черепов. Некоторые из них выписаны до малейших деталей. Рассматривая останки поверженных на поле боя, мы можем заметить, от чего погибли воины.

На некоторых черепах виднеются вмятины или следы ударов, другие рассечены мечом. Кроме того, внимание привлекает и выражение, застывшее на лицах тех, чьи останки мы можем видеть. Некоторые черепа словно бы превратились в посмертные маски. На них явно читаются ужас, боль, отчаяние, страдание.

Василий Васильевич Верещагин «Развалины театра в Чугучаке», 1869-1870 годы Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Василий Васильевич Верещагин «Развалины театра в Чугучаке», 1869-1870 годы
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Контрасты Верещагина

Тёмными пятнами по картине разбросаны вороны, что ищут остатки сохранившейся плоти. Они представляют собой символ смерти и разрушения, скорби и безысходности. Поразительным контрастом с показанной картиной выступает яркое голубое небо. Оно словно противоречит происходящему, причём столь необычная подача подчёркивает глубину замысла художника.

Представьте «Апофеоз войны» в тёмных тонах, на фоне мрачного серого неба. Перед нами появилась бы просто жуткая картина с крайне удручающим сюжетом. Но Верещагин решил сыграть на противоречиях. Небесная синева позволяет выделить кошмарную пирамиду из черепов, при этом сам образ подчёркивается контрастами.

Суть запустения и безжизненности выделяется также с помощью высушенных деревьев, которые можно заметить на общем фоне. Они – мертвецы мира растений, что позволяют изображённой “ауре смерти” получить завершённый облик.

На некоторых черепах явно читаются ужас, боль, отчаяние, страдание
На некоторых черепах явно читаются ужас, боль, отчаяние, страдание

Критик Владимир Стасов отмечал особое значение картины. В своём анализе «Апофеоза войны» он указывает на яркие, “говорящие” символы, использованные художником:

“Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества”.
Слова художника - посвящение завоевателям, написанное на раме картины
Слова художника – посвящение завоевателям, написанное на раме картины

Когда смотришь на «Апофеоз войны», возникают весьма сложные чувства и эмоции. Эта картина заставляет не только оценить высокое мастерство её создателя, но и задуматься о некоторых вещах. Нужны ли войны, разрушения, власть, если они достаются человечеству такой ценой? Именно «Апофеоз войны» демонстрирует нам, насколько бессмысленна эта жестокость. Затеявший войну в итоге получает лишь груды черепов и воронов, кружащих над ними. Недаром подпись на раме картины гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

МУСАГЕТ
Добавить комментарий