Анафора — приём простой, но эффектный

Иван Шультце «Тихий вечер» Что это?

Анафора – это повторение идентичных элементов в начале прозаического отрывка, строфы, стиха или полустишия, то есть, в начальной позиции каждого параллельного ряда.

Название образовано от древнегреческого слова «anaphora» – восхождение, возвращение. В русском литературоведении для этой стилистической фигуры также используется термин – единоначатие.

Анафора применяется в поэтических и прозаических произведениях, в ораторской и разговорной речи для усиления воздействия и подчеркивания категоричности высказывания. Другая важная задача этого приёма – выделение ключевых мыслей, объединение в единое целое речевых отрезков.

Разновидности приёма

В начальной позиции могут повторяться разные элементы речи. В связи с этим различают несколько видов такого повтора, как анафора. Если повторяются одинаковые звуки либо их сочетания, говорят о звуковой анафоре, если морфемы и части сложных слов – о морфемной, а употребление одних и тех же слов образует анафору лексическую.

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Тютчев).

Также существуют синтаксическая и строфическая анафоры, которые особенно часто используются в поэтических произведениях.

Иван Шультце «Тихий вечер»
Иван Шультце «Тихий вечер»

Возвращает к произнесённому слову

Элемент речи, который отсылает к сказанному прежде, указывает на предыдущее слово, называется анафорическим. Часто в этой роли выступают местоимения. Особенное значение в стилистике литературного произведения имеет личное местоимение 3-го лица – его использование выделяет существительное, акцентирует внимание на уже произнесённом слове.

В роли анафорических местоимения применяют не только писатели, поэты и ораторы – для аналогичных целей они используются и в разговорной речи.

Одни рядом, другие – поблизости

Также различают анафору смежную и раздельную. Смежная – это, когда созвучные слова стоят рядом, как, например, у Есенина:

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Если созвучные слова непосредственно друг за другом не следуют – это анафора раздельная.

– Друг! Не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики (Цветаева).

Марина Ивановна Цветаева в 1925 году
Марина Ивановна Цветаева в 1925 году

Противоположность анафоре

Приём, когда один и тот же элемент не менее двух раз повторяется в конце отрезков речи, называется эпифорой.

Шумели, сверкали и к дали влекли,

И гнали печали, и пели вдали…

Бальмонт

Аналогично анафоре, эпифора бывает как смежной, так и раздельной. Смежная эпифора, как правило, требует, согласованности созвучных элементов, то есть грамматически зависимых слов.

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Есенин

– Вздох не тот!

– Ход не тот!

– Смех не тот!

– Свет не тот!

Цветаева

Сочетание анафоры и эпифоры называется симплока. Такой приём придаёт стихотворному произведению особую музыкальность.

Август – астры,

Август – звёзды,

Август – гроздья

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Цветаева

Анафора требует меры

Чрезмерное употребление анафоры придаёт как устной, так и письменной речи плакатность и неестественность. Логичное же и оправданное применение анафоры – это один из самых простых способов сделать мысль более заметной и отточенной, а высказывание – ярким и убедительным.

Список источников:

  1. Словарь-справочник лингвистических терминов (Д.Э. Розенталь, М.А.Теленкова);
  2. Стилистика современного русского языка (И.Б. Голуб);
  3. Поэтические сборники.
МУСАГЕТ
Добавить комментарий