Ампир (фр. style Empire — «имперский стиль») не совершал культурный переворот: он развился на основе классицизма конца XVIII века. Но в отличие от классицизма, где равнялись на утонченную древнюю Грецию, сторонники нового стиля восхищались властью и великолепием Римской империи.
Ампир непримирим к народным традициям: созданный во славу императора Наполеона стиль должен был насильственно насаждаться в завоеванных землях, не одна из которых его не приняла. Значительные произведения искусства в имперском стиле созданы не были.
Ампир в архитектуре
Величие и театральный пафос были очень свойственны римскому обществу. Наряду с роскошью и блеском, ампир поражает внутренней холодностью, рассудочной схематичностью.
Простые геометрические формы здесь украшают массивные портики, фронтоны с барельефами. Египетские мотивы в отделке делали имперский стиль несколько романтичным. Строгими блюстителями канонов ампира были французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен.
Ампир в искусстве
Известный французский живописец Луи Давид существенно обогатил орнаментальную составляющую ампира, использовав в качестве прообраза растительные и геометрические росписи этрусских ваз. В своих картинах он оживлял героические эпизоды из римской истории, подчерпнутые из произведений Тита Ливия.
Ампир в интерьере
Воинственный дух и боевая слава символизировались с помощью знаков и эмблем. Такими символами стали изображения факелов, знамен, стрел, щитов, копий, трофеев, орлов и лавровых венков. Все элементы взяты из снаряжения древних римлян. После египетской кампании Наполеона получили развитие египетские мотивы.
Главными характеристиками интерьера ампир были масштабность и торжественность. Декор продумывался до мелочей, был пафосным, но строгим. Мебель полагалось расставлять по периметру комнаты. Отделка стен представляла собой прямоугольные панно, расписанные античными орнаментами.
Для мебели использовали дорогие материалы: ценные породы дерева, мрамор, кожу, бронзу. Стены и мебель отделывали шелком и парчой.
Ампир в декоративно-прикладном искусстве
Интересный факт: нигде в мире имперский стиль наполеоновской Франции не прижился. Исключением стала Российская империя. В 1812 году в Париже вышло официальное собрание декоративных элементов нового стиля.
Значение некоторых символов:
- ветви дуба – общественная добродетель;
- копье – свободный человек;
- фригийский колпак – свобода;
- ликторская связка – в единении сила.
Ампир в одежде
Стилем ампир именуется французская мода 1795-1820 годов. Она представляла резкий контраст по сравнению со строгими модными нравами предыдущей эпохи. Ампир восхвалял легкую воздушную нимфу в длинном белом платье без жесткого корсета, множества юбок, шиньонов и кринолинов.
Длинное белое платье с завышенной талией, открытым декольте и рукавами-фонариками – визитная карточка эпохи. Под женским платьем угадывались очертания тела, а на ногах были видны тонкие золотые браслеты. В чести были светлые оттенки и полупрозрачные ткани – подобное могла себе позволить только женщина из высшего общества.
Интересно, что в Российской империи стиль ампир несколько видоизменился: в нем появилась мягкость, пластичность и даже свобода мысли. Вольные трактовки стиля объясняются использованием его элементов при строительстве провинциальных дворянских усадеб.