Поэты используют приём аллитерации, чтобы придать своему произведению яркость и образность наряду с другими приёмами и средствами выразительности. С этой целью используются не только лексические средства, к ним подключаются синтаксис и стилистика.
Аллитерация сразу обращает на себя внимание, так как говорит о звуковом составе стихотворения. Создать произведение, соблюдая правила данной фигуры речи, требует навыков и умений. Существует риск не вписаться в законы аллитерации, о которых поговорим дальше.
Выразительности речи поможет аллитерация
«Каким образом?» — спросите вы. Действительно, мы говорим о согласных звуках, так при чём здесь предложения и тексты? Не следует забывать, что именно звуки являются мельчайшими единицами, из которых складываются слова, а в конечном счёте — текст.
На помощь должна приходить аллитерация – повтор согласных звуков для усиления выразительности речи произведения. Конкретные примеры будут содействовать доказательству этого высказывания.
Образность приёма
Иногда звукоподражание, использующееся в аллитерации, создают яркую картину явления или события. В качестве яркого примера хочется привести отрывок, автором которого является Ф. И. Тютчев:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».
Звуки (р и г) помогут читателю ощутить, как где-то вдали уже надвигается что-то ужасное, и уже совсем рядом раздаётся грохот грома. Эти орфоэпические тонкости помогают поэту создать яркую картину весны и частого природного явления в это время года. Невозможно не заметить повторов указанных выше согласных звуков.
Эти звуки любят многие авторы. Можно вспомнить стихотворение Г. Р. Державина «Водопад»:
«Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам».
Примеры аллитерации
Таким образом, данный приём создаёт фонетический эффект шумов, свиста, крика. Это помогает читателю точнее представить ситуацию, описанную автором в произведении. Воссоздать ту обстановку, в которой живёт и действует литературный герой.
Сергей Есенин мастерски использовал этот фонетический приём. Чтобы не быть голословными, можем подтвердить своё утверждение такими строками:
«Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума».
В этом примере чётко слышен свист ветра зимой с шелестом снега, падающего на землю.
Владимир Маяковский в своём стихотворении столько раз употребил звук (б), чтобы читатель явственно услышал барабанную дробь:
«Бей,барабан!
Барабан, барабань!..
Баарбей!
Баарбань!
Баарабан!»
Ещё интересное про аллитерацию
Где используется данный приём, кроме поэзии? Мы знаем, что проза не изобилует этой фигурой речи, а вот скороговорки, пословицы и поговорки очень часто пользуются аллитерацией, потому что она позволяет их лёгкому запоминанию. Для рекламодателя самое главное – отложить в памяти потенциального покупателя название своего продукта: «Ваша киска купила бы “Вискас”» и другое.
Скороговорки используют аллитерацию для того, чтобы обратить внимание на тот звук, который плохо выговаривает человек: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Аллитерация в переводе с латинского означает «буква». Эти буквы часто повторяются в поговорках: «Тише едешь – дальше будешь». В этом случае рекомендация ехать с меньшей скоростью выражается в звуке (ш). Из-за использованного приёма поговорки становятся выразительными.
Размещение аллитерации по тексту
Аллитерация иногда разбрасывается автором по всему тексту произведения. Её можно найти и в словах, которые идут следом друг за другом. Для примера снова стоит внимательно изучить одно из поэтических произведений А. А. Фета:
«Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь».
Аллитерация – это самый древний приём выразительности речи. Об этом можно судить, если внимательно изучить «Слово о полку Игореве». Оно пришло к нам с Древней Руси, даже неизвестен его автор. Одной фразы будет достаточно, чтобы понять, как часто повторяющиеся звуки (в тексте они выделены) передают тревогу от приближающейся войны: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле».
Значит, исходя из всего вышесказанного об аллитерации, можно заявить, что эта фигура речи достойна изучения и употребления в своей речи.