Акмеизм – одно из направлений модернизма, возникшее в России в начале первого десятилетия ХХ века. Название было образовано от греческого слова Akme – цветущая сила.
Зимой 1912 года в Петербурге поэты Николай Гумилёв и Сергей Городецкий выступили с программными докладами, ставшими манифестами акмеизма. Приверженцы нового течения: Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич – заявили о своём стремлении к вершинам поэзии, а основным принципом провозгласили отречение от крайностей символизма.
Акмеизм вышел из недр символизма
В труде «Наследие символизма и акмеизм» Гумилёв почтительно именовал символизм «достойным отцом», однако заявлял о том, что молодое поколение имеет мужественный и ясный взгляд на жизнь, и для него главное в поэзии – художественное освоение многообразия реального мира.
Городецкий в работе «Новые течения в современной русской поэзии» противостояние акмеизма и символизма категорично приравнивал к схватке за звучащий и красочный мир. Второе наименование акмеизма – адамизм. Суть нового направления так выражена Городецким:
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму он поручен,
Изобретателю имён.
Долой туманность и загадочность
Если стихотворения символистов отличаются музыкальностью, то творчеству поэтов нового течения близки живопись, скульптура, архитектура. Преодолев зыбкость, многозначность символов, акмеисты возвели в культ содержательность, лаконичность и совершенство формы поэтического произведения.
Всем канонам акмеизма отвечали строки молодой Ахматовой:
Протёртый коврик под иконой,
В прохладной комнате темно,
И густо плющ тёмно-зелёный
Завил широкое окно.
Акмеизм принёс с собой не свежесть мировоззрения, а свежесть вкусовых ощущений, – считал Мандельштам.
Словно тёмную воду,
Я пью помутившийся воздух,
Время вспахано плугом,
И роза землёю была.
Поэты Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Андрей Белый упрекали представителей возникшего течения в выверенной соразмерности изображения лирического героя и отсутствии поисков одухотворяющего истока жизни.
Новое направление недолго объединяло молодых стихотворцев. Основательная философско-эстетическая программа отсутствовала, а рамки единого течения стесняли творчество талантливых поэтов-акмеистов.
Разнонаправленные устремления
Поэзию Ахматовой всегда отличало тяготение к традициям русской классической литературы, а творчество Мандельштама выделялось стремлением к философскому постижению истории. Стихи Гумилёва, особенно в дореволюционный период, наиболее полно соответствовали акмеистическим принципам:
Мы идём сквозь туманные годы,
Смутно чувствуя веянье роз,
У веков, у пространств, у природы
Завоёвывать древний Родос.
С течением времени в творчестве поэтов-акмеистов начинает звучать голос раздумий, появляются растерянность и смятение, усиливаются мотивы поиска и принятия высоких духовных и нравственных идеалов.
Нигде, кроме России
Акмеизм существовал только в России, а его приверженцы смогли найти особенные способы материализации переживаний лирического героя. Именно с этим уникальным направлением связано творчество поэтов, оказавших исключительное влияние на последующее развитие поэзии.
Используемая литература:
- «Русские писатели» (Библиографический словарь под редакцией П.А. Николаева),
- «Серебряный век русской поэзии» (пособие для учителей),
- Сборники стихов.