Жизнь в придворной «клетке» – как Диего Веласкес стал главным королевским художником?

Искусство

Сегодня искусствоведы нередко говорят о том, что не будь творений Веласкеса, не появились бы и знаменитые картины Мане или Дали. Казалось бы, чем могли быть связаны живописцы, живущие в разные времена и интересующиеся разными сюжетами? Однако именно Диего Веласкес заложил основы импрессионизма и разработал особенный стиль, причём в дальнейшем у мастера найдётся немало последователей.

Диего Веласкес был не просто выдающимся живописцем. Ему посчастливилось стать придворным художником. Сам король Филипп Четвёртый, при дворе которого служил Диего, с почтением относился к мастеру и искренне восхищался его работами. Как же Веласкес достиг такого успеха? И не ожидали ли его нищета и страдания на склоне лет, как нередко бывало с художниками?

Стоящий у истоков

Именно Веласкеса считают живописцем, который заложил основы испанского барокко, при этом сумев превратить стиль в некий особенный жанр – своеобразный, яркий, интересный. Его творчество дало толчок для возникновения реализма и импрессионизма в работах Дали и Пикассо. Примечательно, что влияние Веласкес оказал и на французских живописцев – и это указывает, насколько масштабной была популярность работ мастера.

Сегодня творения Веласкеса хранятся в самых известных музеях мира. Неслучайно расцвет мадридской школы живописи связывают именно с эпохой этого художника. Диего Веласкес умел покорять зрителей, причём среди почитателей его таланта было немало монарших особ.

Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 год Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 год
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Способный юноша

Но давайте начнём с самого начала. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (а именно так звучит полное имя мастера) появился на свет приблизительно в 1598-1599 годах. Точной датой биографы не располагают, однако известно, что крещён младенец был в 1599 году в храме Святого Петра. Как вы понимаете, обряд крещения в ту пору старались проводить как можно скорее (считалось скверным знаком, если ребёнок умирал некрещённым, а смертность среди новорожденных тогда была очень высока). С другой стороны, Веласкеса вполне могли крестить в возрасте одного или даже двух лет.

Помимо Диего, в семье было ещё семеро детей. Юный Веласкес, являвшийся старшим ребёнком, с ранних лет подавал большие надежды. Он прилежно учился, причём уже тогда наставники Диего обратили внимание, что мальчик очень интересуется изящными искусствами. Кстати, судя по тому, что Веласкес получил хорошее образование, можно сделать вывод, что семья его имела высокое положение в обществе и была достаточно зажиточной.

Дом в Севилье, в котором родился Диего Веласкес / theguardian.com
Дом в Севилье, в котором родился Диего Веласкес / theguardian.com

Первый наставник

Юный Диего прекрасно знал несколько иностранных языков, интересовался философией, но всё же больше всего проявлял рвение в изучении основ живописи. Свои первые работы он создал в студии, принадлежавшей Франсиско де Эррере. Тот был талантливым наставником, но совершенно несносным человеком.

Вспыльчивый и амбициозный Эррера мечтал воспитать из своих учеников нечто совершенное, при этом не позволял им затмевать в мастерстве его самого. Да, принципы весьма противоречивые, но именно Франсиско дал возможность десятилетнему Веласкесу понять главное: в творчестве можно (а порой даже нужно) отступать от принятых правил и канонов. Сам Эррера терпеть не мог творить в соответствии с итальянскими тенденциями, которые были очень модны в ту пору. Именно такие «вольнодумные» идеи помогли Веласкесу ярче раскрыться в живописи, а не слепо следовать традициям, как делали многие его коллеги.

Работа первого учителя живописи юного Веласкеса Франсиско де Эррера Старший «Исцеление святого Бонавентуры святым Франциском», 1628 год Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
Работа первого учителя живописи юного Веласкеса
Франсиско де Эррера Старший «Исцеление святого Бонавентуры святым Франциском», 1628 год
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Талантливый ученик

Как долго длилось обучение у Эрреры, неизвестно. Учитель покладистостью не отличался, а потому вряд ли Диего смог его долго выносить. Кроме того, уже тогда у начинающего живописца стал появляться собственный стиль. Ему требовались условия для самостоятельной работы. Впрочем, Диего ещё был слишком юн, чтобы самому заниматься творчеством.

В двенадцать лет он поступил на обучение к Франсиско Пачеко. Тот, увидев несколько работ Веласкеса, сразу же рассмотрел в своём ученике настоящего гения. Кроме того, с новым наставником не возникало творческого противоречия. Если у Эрреры были сильные и размашистые мазки, то Веласкес, напротив, стремился к утончённости и изысканности. В случае с Пачеко ученик и учитель могли гармонично дополнять друг друга.

Кстати, уже тогда, будучи воспитанником Пачеко, Веласкес заметил одну интересную особенность. На картинах, как считал Диего, важно показывать не столько саму форму, сколько игру света, в которую преобразовывались красящие пигменты. Для самого себя Веласкес поставил принцип довести до совершенства эти нюансы живописи. Благодаря этому его фигуры приобрели объём, чего прежде не было в творениях испанских мастеров.

Диего Веласкес «Портрет Франсиско Пачеко», около 1620 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Диего Веласкес «Портрет Франсиско Пачеко», около 1620 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Манящий блеск двора

В пору сотрудничества с Пачеко в жизни Диего Веласкеса начался совершенно новый период. К семнадцати годам он благодаря собственным таланту и трудолюбию, а также помощи своего наставника превратился в совершенно самостоятельного живописца. При этом у него появилась заветная мечта – получить место художника при дворе.

Конечно, желание это было поистине дерзким, но разве можно было запретить воображению молодого человека нестись в заоблачные дали? Кроме того, Веласкес умел объективно оценивать себя и понимал, что может написать картины не хуже, чем появляются из-под кистей придворных мастеров. Правда, путь к мечте оказался достаточно долгим.

Молодой Веласкес понимал, что может написать картины не хуже, чем придворные художники Диего Веласкес «Три музыканта», около 1618 года Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия
Молодой Веласкес понимал, что может написать картины не хуже, чем придворные художники
Диего Веласкес «Три музыканта», около 1618 года
Местонахождение: Картинная галерея, Берлин, Германия

«Уродцы» на картинах

На первом этапе своего творчества живописец старался изображать самые обыденные, бытовые и привычные сцены, которые доводилось видеть ему. На его картинах можно увидеть простых людей, которые заинтересовали художника своей колоритной внешностью. И речь идёт вовсе не о красоте. Скорее наоборот, порой мастера обвиняли в том, что он пишет «уродцев». Когда Диего в очередной раз услышал упрёк на этот счёт, он ответил:

«Лучше быть первым, изображая уродство, чем вторым, рисуя красоту».

Сам жанр, в котором написаны ранние работы Веласкеса, в Испании назывался «bodegones», что можно перевести как «харчевня, трактир». По сути, такие работы отражали нечто обыденное и даже банальное, но зато понятное любому человеку.  Одна из самых ярких картин той поры – «Старуха, жарящая яйца». Здесь очень ярко отражается та самая простота и колоритная подача автора.

Диего Веласкес «Старуха, жарящая яйца», 1618 год Местонахождение: Шотландская национальная галерея, Эдинбург, Шотландия
Диего Веласкес «Старуха, жарящая яйца», 1618 год
Местонахождение: Шотландская национальная галерея, Эдинбург, Шотландия

Судьбоносная встреча

В 1622 году Диего перебрался в Мадрид. Он получил рекомендательное письмо от наставника, благодаря чему смог заручиться поддержкой Хуана Родригеса де Фонсеки. Тот служил архиепископом и имел немало ценных связей в творческих кругах и среди самых знатных представителей испанской столицы. Спустя некоторое время Фонсека познакомил Веласкеса с герцогом Оливаресом.

Тот заинтересовался работами молодого живописца и решил заказать свой портрет. Когда работа над картиной была закончена, герцог остался очень доволен. Более того, он показал готовый портрет монарху. Несомненно, король тоже оценил мастерство художника.

Всего через год после выполнения герцогского портрета Веласкес получил право писать портреты самого испанского правителя. Филипп Четвёртый желал, чтобы члены его семейства и он сам были запечатлены на картинах живописца. Более того, отныне Диего получал достаточно крупное жалование как придворный художник.

Несмотря на успех, многие биографы считают, что в этот период Веласкес стал своего рода «пленником» короля и его семейства. Диего не имел права покидать Мадрид, а основную часть времени должен был проводить при дворе. С другой стороны, вряд ли можно назвать «заточением» возможность работать в своё удовольствие, получать регулярную плату, а также дополнительные гонорары за каждое творение. Кроме того, не стоит забывать, что, создавая портреты членов правящего семейства, Веласкес продолжал совершенствоваться и развиваться, а значит, не терял смысла своего творчества.

Диего Веласкес «Портрет графа-герцога Оливареса», 1624 год Местонахождение: Художественный музей, Сан-Паулу, Бразилия
Диего Веласкес «Портрет графа-герцога Оливареса», 1624 год
Местонахождение: Художественный музей, Сан-Паулу, Бразилия

Победитель конкурса

Спустя некоторое время испанский король организовал конкурс живописцев, в котором принял участие и Веласкес. Идея была такова – художники должны были написать картину на тему изгнания мавров из Испании, после чего работы оценила бы специально созданная комиссия. Как думаете, кто одержал победу в конкурсе? Конечно, Диего Веласкес. И дело было вовсе не в том, что он являлся придворным живописцем. Картину, посвящённую изгнанию мавров, он написал действительно мастерски.

Многие современники восхищались яркостью подачи и колоритными образами. Увы, до наших дней произведение не дошло. Творение Веласкеса было уничтожено пожаром, который бушевал в 1734 году. Как отмечали люди, которым приходилось лично видеть произведение, на картине был изображён монарх Филипп Третий, дубинкой указывающий на толпу мавров. В качестве награды за победу Веласкес получил должность камергера, а спустя некоторое время стал главным придворным живописцем.

Диего Веласкес «Портрет короля Испании Филиппа IV», примерно с 1623 по 1624 год Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США
Диего Веласкес «Портрет короля Испании Филиппа IV», примерно с 1623 по 1624 год
Местонахождение: Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк, США

Путешествие по Италии

Лишь в 1629 году, после нескольких лет службы при дворе, художник получил разрешение на поездку за границу. Конечно, он воспринял долгожданное известие о позволении монарха выехать из Испании с энтузиазмом. К той поре однообразие двора и Мадрида уже заметно приелось живописцу. Ему хотелось найти новые впечатления, увидеть новые образы, вдохновиться прежде невиданными пейзажами. На целых полгода Веласкес покинул родину, и этот период был одним из самых значимых в его жизни.

Получив возможность отправиться в путешествие, Веласкес первым делом отправился в «страну живописцев» – Италию. Спустя много лет ценители его творчества и искусствоведы скажут, что именно эта поездка оказала огромное влияние на произведения мастера, написанные позднее. Вот только до сих пор достоверно неизвестно, с кем в Италии виделся Диего Веласкес, и кто мог сыграть важную роль в его творческом становлении.

Королевский живописец

Вернувшись в Испанию, живописец снова взялся за свою привычную работу. Теперь из-под его кисти стали появляться колоритные портреты членов королевского семейства. Веласкесу нравилось изображать сцены из повседневной жизни – пусть даже речь шла о монарших особах. Примером тому является картина «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса». На этом полотне мы видим принца, гарцующего на коне. Бальтазар одет в форму фельдмаршала и выглядит очень эффектно. Несомненно, сам принц остался доволен работой художника.

За время службы при дворе Диего Веласкес создал более сорока портретов короля и его родных. Он практически всё время находился рядом с Филиппом Четвёртым. Когда тот отправлялся в путешествие или завоевательный поход, его придворный живописец следовал за ним.

Благодаря этому Веласкес сумел запечатлеть короля и верхом, и в походном плаще, и на привале. Кстати, порой живописец делал комплименты тем, кому писал (а иначе при дворе работать было нельзя). Так, например, короля на одной из картин он изобразил во главе огромного войска, которого никогда не было в распоряжении Филиппа. Ну, так сказать, художественный вымысел и в живописи никто не отменял.

Диего Веласкес «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса», 1636 год Местонахождение: Частная коллекция
Диего Веласкес «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса», 1636 год
Местонахождение: Частная коллекция

Особенный взгляд на людей

Кстати, не стоит считать, что в пору придворной службы Веласкес писал исключительно портреты короля, королевы, принцев и принцесс. Напротив, его не меньше интересовали своего рода «второстепенные» персонажи, с которыми он встречался при дворе.

Колоритные образы, удивительные контрасты, интересные находки – всё это можно найти на его картинах, которые связаны со двором и королём лишь косвенно. Одной из таких работ стала «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо». Здесь мы видим карлика с невероятно умными проницательными глазами.

При первом же взгляде на это полотно становится ясно, что перед нами – умнейший человек, способный на тонкие чувства и переживания. Надо признать, что Веласкес вообще с неким трепетом относился к карликам и старался в своём творчестве показать, насколько талантливым и по-своему красивым может быть человек, которого природа обделила ростом.

Диего Веласкес «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо», около 1644 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Диего Веласкес «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо», около 1644 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Религиозная тематика

Спустя некоторое время Веласкес создал одну из самых известных своих работ на религиозную тему – «Христос на кресте». На ней мы видим Иисуса в первые мгновения после распятия. Драматизм, с которым передана эта сцена, показывает, насколько высокого уровня мастерства в ту пору достиг автор. А вскоре король предложил своему придворному живописцу открыть в Мадриде первую Академию искусств. Здесь, в столице Испании, проживало немало талантливых художников.

Однако монарх считал, что есть и те мастера, которых явно недостаёт его стране. Речь шла о скульпторах. Именно поэтому Веласкес был снова отправлен в путешествие – теперь уже для знакомства с итальянской скульптурой, а не только живописью.

Диего Веласкес «Христос на кресте», около 1632 года Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Диего Веласкес «Христос на кресте», около 1632 года
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Портрет Папы

В пору своей второй поездки Диего Веласкес побывал и в Ватикане. Кстати, именно там ему предложили написать портрет папы Иннокентия Десятого. Эта работа вызвала неоднозначную оценку критиков. С одной стороны, работа была действительно мастерской.

С другой же, несколько агрессивная манера наложения мазков даже среди ценителей творчества Веласкеса была воспринята неоднозначно. Кто-то считал её слишком резкой для такой композиции, кто-то и вовсе отмечал, что она создаёт некоторое неверное впечатление от самого понтифика. Как бы то ни было, но сам заказчик остался доволен, а портрет украсил папский кабинет.

Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия Х», с 1649 по 1650 год Местонахождение: Галерея Дориа Памфили, Рим, Италия
Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия Х», с 1649 по 1650 год
Местонахождение: Галерея Дориа Памфили, Рим, Италия

Прекрасная Венера

Уже после возвращения на родину Веласкес начал работу над полотном, источником для которого стали его итальянские впечатления. Это была картина «Венера с зеркалом». На ней мы видим знаменитую римскую богиню любви и красоты, которая изящно возлежит на ложе. Женственные формы едва прикрывают складки ткани, мастерски изображённые автором. Венера смотрится в зеркало, которое придерживает сам Амур.

Кстати, на этой картине Веласкес продемонстрировал свою любовь к контрастам. Если фигура женщины выписана серым, красным и белым, то окружающая её обстановка выполнена преимущественно в тёмных тонах. Такой классический приём позволил сделать акцент на главной героине, привлекая к ней всё внимание зрителя.

Далеко не всем известно, что в начале прошлого столетия это полотно хотели уничтожить вандалы. Одержимая идеей уничтожения картины Мэри Ричардсон специально пронесла в здание музея тесак, с помощью которого нанесла несколько ударов по полотну Веласкеса. К счастью, реставраторам удалось восстановить первоначальный облик картины, хотя на нём можно рассмотреть едва заметные повреждения.

Диего Веласкес «Венера с зеркалом», 1644 год Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Диего Веласкес «Венера с зеркалом», 1644 год
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Великобритания

«Пряхи»

Ещё одним произведением Веласкеса, где мы можем видеть персонажей античных преданий, является картина «Пряхи». Правда, отдельные ценители творчества испанского живописца говорят, что здесь всего лишь работницы гобеленовой мастерской.

Однако другие склонны считать, что перед нами – фрагмент мифа об Арахне. Согласно преданию, греческая мастерица Арахна, умевшая прясть лучше любой из своих соплеменниц, дерзнула бросить вызов самой богине Афине, которая также слыла главной пряхой Олимпа. Проиграв в мастерстве богине, Арахна была превращена в паука и с той поры всё время плетёт свою паутину.

Картина «Пряхи» чудом спаслась при пожаре 1734 года – были повреждены лишь её края. На протяжении нескольких лет велись работы по восстановлению творения Веласкеса, и сегодня ценители искусства могут наслаждаться удивительным произведением.

Диего Веласкес «Пряхи», около 1656 года Местонахождение:Музей Прадо, Мадрид, Испания
Диего Веласкес «Пряхи», около 1656 года
Местонахождение:Музей Прадо, Мадрид, Испания

Личная жизнь

Среди живописцев было немало ловеласов и разбивателей женских сердец. Можно предположить, что Веласкес, работавший при дворе, тоже часто заводил романы с новыми дамами. Но нет. В жизни мастера была лишь одна любимая женщина. Ею стала Хуана Пачеко, которая приходилась дочерью наставнику Веласкеса Франсиско Пачеко. Говорили, что Диего влюбился в красавицу с первого взгляда. Она ответила ему взаимностью, и в 1618 году пара поженилась.

В семье Веласкеса родилось двое детей. К сожалению, младшая дочь не дожила до взрослого возраста. А вот старшая из девочек, Франциска, со временем вышла замуж за придворного живописца Хуана Батиста Мартинеса дель Масо, с которым поддерживал добрые дружеские отношения её отец. Вот такое получилось большое и творческое семейство. К слову, дель Масо стал продолжателем традиций Диего Веласкеса, хотя, конечно, славы своего тестя достичь так и не сумел.

Искусствоведы считают, что на картине «Пряхи» Веласкес изобразил свою жену Хуану
Искусствоведы считают, что на картине «Пряхи» Веласкес изобразил свою жену Хуану

Последние годы

Времена менялись, и постепенно реализм, к которому так тяготел Веласкес, при дворе был вытеснен новыми веяниями. На смену ему пришло французское барокко, которого живописец не любил и не понимал. После смены власти начали меняться и художники при дворе. Диего Веласкес понимал, что и он, и его идеи постепенно уходят в прошлое. Он относился к этому философски, надеясь, что в будущем новые поколения всё же смогут оценить его работы. И в этом он не ошибся.

В 1660 году Веласкесу было поручено оформить павильон, предназначенный для венчания испанской инфанты Марии Терезии и французского короля Людовика Четырнадцатого. Торжества, проходившие на Острове Фазанов, были масштабными и роскошными. Но по возвращении домой с праздника Диего Веласкес почувствовал себя плохо. У живописца начался сильный жар.

Несомненно, художник понимал, что не проживёт долго. Он составил завещание, в котором всё имущество передал своей жене, а хранителем королевских записей сделал своего друга. Спустя несколько дней Диего Веласкес умер. А через восемь дней после его похорон из жизни ушла и его супруга Хуана.

Одна из последних работ живописца Диего Веласкес «Портрет инфанты Маргариты в синем платье», 1659 год Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Одна из последних работ живописца
Диего Веласкес «Портрет инфанты Маргариты в синем платье», 1659 год
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия

Знаменитый испанский живописец и его жена были похоронены на территории церкви Сан-Хуан Баутиста. К сожалению, сегодня местонахождение их останков остаётся неизвестным. Ещё в 1811 году во время завоевательных войн эти места подверглись разрушению. Французская армия не щадила священные места и уже тем более не стала церемониться с могилой живописца. Но Диего Веласкес не был забыт – его обессмертили его произведения, которые до сих пор волнуют умы и сердца людей.

На обложке: Фрагмент картины Диего Веласкеса «Автопортрет», 1645 год. Местонаождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

МУСАГЕТ
Добавить комментарий