Жизнь римской богемы без прикрас – как Феллини снимал «Сладкую жизнь»?

Искусство

«Сладкая жизнь» – это не просто фильм, это явление в мировом кинематографе. Для меня картина Феллини является шедевром, «золотой классикой», которая не устареет никогда. Тем более, что сюжет фильма вечен: «высший свет», красивая жизнь и всегда идущая рядом нравственная деградация.

Именно «Сладкая жизнь» вызвала всплеск интереса к итальянскому кино и самой стране, а главных актеров в одночасье сделала звездами. Но главным «сокровищем» этого фильма я считаю самого Феллини. Чтобы снять картину, режиссер проделал колоссальную работу.

Все хотели работать с Феллини

Перед «Сладкой жизнью» у Феллини вышел фильм «Ночи Кабирии», ставший хитом. Никто не сомневался, что новый шедевр мастера будет не хуже. Тем более что сценарий был раскошен во всех смыслах. Стоило кинорежиссеру упомянуть о подготовке к съемкам, как к нему выстроилась очередь из инвесторов.

Феллини договорился сразу с несколькими и чуть было не продал свой фильм сразу трем продюсерам. Его картина была настолько востребованной еще на старте, что Феллини не побоялся отклонить кандидатуру звезды Голливуда Пола Ньюмана, претендовавшего на главную роль, и рассорился из-за этого с его влиятельным продюсером.

Наверное, не было такого актера в Италии в то время, который не мечтал бы сняться у Феллини. Однако сам мастер называл период кастинга наиболее трудным. Он говорил:

«Самый приятный момент – выбор места съемок. Но самый трудный и драматичный – подбор актеров. Я всегда жду этого времени со страхом».
Федерико Феллини - итальянский кинорежиссёр и сценарист Обладатель пяти премий Оскар и Золотой пальмовой ветви
Федерико Феллини – итальянский кинорежиссёр и сценарист Обладатель пяти премий Оскар и Золотой пальмовой ветви

Марчелло Мастроянни был достаточно известным актером к тому времени, но не выходил из рамок амплуа поверхностных красавчиков. С режиссером его свела Джульетта Мазина. Мастроянни сделал все, чтобы понравиться Феллини. Он полностью выложился на пробах и в кротчайшие сроки сбросил 10 кг по настоянию режиссера.

Женские роли в картине исполнили красавицы-актрисы со всего мира. Но и с ними режиссер готов был расстаться без сожаления, если его что-то не устраивало. Так, из сценария пропал целый персонаж, которого должна была сыграть звезда 30-х гг. Луиза Райнер. Актриса хотела внести коррективы в свою роль, но в итоге лишилась ее вовсе.

Режиссёр Феллини всегда требовал точности даже в мелких деталях / © Витториано Растелли / lifeonphoto.com
Режиссёр Феллини всегда требовал точности даже в мелких деталях / © Витториано Растелли / lifeonphoto.com

Всем известно, что Феллини был одержим точностью даже в деталях. Из-за этого он долго не мог подобрать актрису на эпизодическую, но знаковую роль Паолы. Отсмотрев 5000 девушек, Феллини случайно нашел подходящий типаж в доме друга. Паолой стала 14-летняя дочь хозяина.

Римская богема 50-х гг.

После выхода «Сладкой жизни» Феллини просил журналистов не связывать истории, показанные в фильме, с реальной жизнью. Но при этом режиссер не отрицал, что продемонстрировал в картине те проблемы, которые видел вокруг и которые его волновали. Феллини рассказывал:

«Я живу в мире кино и наблюдаю среди кинематографистов какую-то абсурдную светскость. Премии, кинофестивали, аплодисменты, улыбки на камеру, потребность в зрителях, в постоянном обожании. Мы ведем образ жизни, в котором таится искусственность и неестественность. И мне захотелось показать картину это поверхностной плоской жизни».

Причем, показал режиссер «искусственную жизнь» шире, не ограничиваясь только миром кино. Фильм отражает состояние дел в обществе в целом, критикует нравственную испорченность богемы, демонстрирует, что даже сытая красивая жизнь бессмысленна, если в ней царят отчуждение и одиночество. Философия режиссера подкрепляется и формой картины, которая представляет собой мозаику из семи эпизодов.

Но мне кажется, что режиссер немного хитрил. Он говорил, что не собирался придавать своей работе полемическую направленность, однако картина вызвала очень жаркие споры. Кроме того, Феллини является, пожалуй, самым «автобиографичным» режиссером Италии. Даже главному герою, журналисту Марчелло, он придал свои личные черты, мысли и чувства.

Федерико Феллини с продюсером Анджело Риццоли, актёрами Анук Эме и Марчелло Мастроянни с в последний день съемок фильма «Сладкая жизнь» - Витториано Растелли
Федерико Феллини с продюсером Анджело Риццоли, актёрами Анук Эме и Марчелло Мастроянни с в последний день съемок фильма «Сладкая жизнь» – Витториано Растелли

Точность в мелочах

То, что фильм намного реалистичнее, чем утверждал режиссер, подтверждает скрупулезность Феллини в подготовке к съемкам и внимание даже к небольшим эпизодам. Марчелло Мастроянни еще долго вспоминал, как из-за небольшой сцены в фонтане Треви (в фильме всего пару минут), он чуть было не получил воспаление легких.

Снимали эпизод неделю, погода была еще холодная. И если шведская актриса Анита Экберг привыкла к морозу и без проблем стояла в открытом платье в холодной воде, то Мастроянни не спасал даже гидрокостюм. Актеру, чтобы согреться и по-настоящему разозлить своего персонажа, как требовал режиссер, пришлось выпить бутылку водки.

«Сладкую жизнь» снимали в павильонах римской киностудии. Но Феллини были необходимы натурные съемки на Виа Венето – самой дорогой улице Италии. Действительно, как можно показывать богемную жизнь, игнорируя такое культовое место. Однако освободить Виа Венето для съемок не удалось. Кроме того, при осмотре натуры улица показалась режиссеру… недостаточно роскошной. Тогда Феллини за свой счет выстроил копию улицы в павильоне.

В картине мастер все время ходит на грани дозволенного. Он демонстрирует разврат, но не впадает в пошлость, картина изобилует морально тяжелыми эпизодами, но в последний момент Феллини отказывается от сцены, в которой заживо сгорает пловец, считая ее слишком шокирующей. Впрочем, шокирующих моментов в фильме хватает. Чего только стоит сцена со статуей Христа над Римом и ложным явлением Богородицы.

Федерико Феллини работает
Федерико Феллини работает

Особого шика фильму добавила потрясающая музыка, которую написал Нино Рота. Музыкальное сопровождение еще ярче высвечивает «пышное и в то же время нищее, барочное настроение картины». Вообще, вся съемочная группа сработала мастерски. Не зря «Сладкая жизнь» до сих пор является одним из самых успешных фильмов не только европейского, но и мирового кинематографа.

На обложке: Кадр из фильма «Сладкая жизнь», 1960 год

МУСАГЕТ
Добавить комментарий