Жизнь как ценная бессмыслица – Альбер Камю и его бунт

Искусство

Знаменитый француз Альбер Камю стал не только автором ряда известных произведений, но и основоположником удивительной философии. Что и говорить, книги Камю и его мораль понять попросту невозможно, если не знать, на чём основывались размышления героев – равно как и самого писателя.

А ведь именно Камю стоял у истоков движения экзистенциалистов – сторонников той теории, что человека окружает враждебный и жестокий мир. Приверженцы экзистенциализма считали, что нужно или принять законы общества, которое «поглотит» тебя, либо противопоставить себя ему, что и делали многие творческие личности, в том числе и сам Камю. Вот только писатель прекрасно осознавал, что затевать бунт против всего мира – бессмысленно. Какой же была жизнь «бунтаря» Камю? Как на свет появились его творения? И почему он считал человеческую жизнь бессмыслицей?

Семья Альбера

Альбер Камю появился на свет в 1913 году в Алжире. Именно сюда не так давно, чуть более полувека тому назад, переселились его предки. После завоевания Алжира французами многие семьи предпочли отправиться сюда – они верили, что жизнь на новом месте поможет им стать успешнее и скопить небольшое состояние.

Отец будущего писателя служил в Марокко и работал в винодельческой компании. Мать Альбера, полуглухая испанка Катрин Сантэ, занималась воспитанием двух сыновей. После смерти супруга женщина перебралась в дом своей матери, находившийся во французском районе Алжира. Чтобы прокормить детей, Катрин приходилось тяжело работать, но при этом средств порой не хватало на самое необходимое.

Детство юного Альбера едва ли можно назвать безоблачным. Он вынужден был терпеть крайнюю нужду, в которой жила семья, а кроме того, бабушка, занимавшаяся воспитанием Альбера и его брата Люсьена, была крайне строгим и даже жестоким человеком.

Мальчикам она не позволяла даже играть без её разрешения, а уж о мелких шалостях и вовсе не могло быть речи. За малейшую провинность следовало суровое наказание. Уже тогда юный Камю видел, что окружающий мир по отношению к нему настроен отнюдь не дружелюбно. В дальнейшем это разовьётся в особенную философию.

Французский писатель Альбер Камю
Французский писатель Альбер Камю

Большой потенциал

Школьные годы полностью изменили Альбера. В ту пору он впервые познакомился с книгами, раскрывшими для мальчика удивительный увлекательный мир, в который так легко можно было погрузиться во время чтения. Но и здесь, в школе, он далеко не всегда чувствовал себя «своим». Дело в том, что в классе с Альбером обучались преимущественно европейцы.

Мальчик, выросший в Алжире, считался в их среде неким «дикарём», а потому к нему относились отчуждённо, а порой и вовсе демонстрировали презрение. Настоящим другом, которого Альбер приобрёл в школе, стал учитель Луи Жермен. Он поддерживал интерес мальчика к книгам, а также давал ему бесплатные уроки для дальнейшего поступления в лицей.

Жермен вдохновлял юного Камю не останавливаться и продолжать обучение. Поскольку обязательное образование в ту пору ограничивалось лишь начальной школой, Альберу стоило немалых усилий убедить родных, в частности, бабушку, что ему крайне необходимо поступить в лицей.

Альбер Камю со старшим братом Люсьеном, 1920 год
Альбер Камю со старшим братом Люсьеном, 1920 год

Успехи и болезнь

Успешно сдав экзамены, Камю стал лицеистом. Но и здесь было не всё так гладко, как хотелось бы. Он так и не смог уговорить бабушку написать прошение на получение стипендии. Женщине была отвратительна сама мысль, что кто-то может получать деньги, не работая. Юный Камю искал подработку, хотя найти дело для подростка во французском Алжире было очень непросто. В итоге ему всё же была присуждена неполная лицейская стипендия, несмотря на протесты родственницы.

В 1930 году на Альбера свалилась новая неприятность. Он почувствовал ухудшение самочувствия, а вскоре врачи диагностировали у молодого человека туберкулёз. Чтобы не заражать родных, Камю перебрался к дяде и тёте, причём на некоторое время ему пришлось прервать обучение. Поскольку отец мальчика погиб на войне, Альбер был определён в государственную лечебницу, где проходил бесплатное лечение.

В дальнейшем медицинская комиссия заявила, что Альбер непригоден к армейской службе. И хотя когда-то в детстве Альбер мечтал стать военнослужащим, как его родитель, теперь эти грёзы пришлось оставить. Интересно, что сама взрослая жизнь тоже стала разочарованием для Камю. Это было совсем не то, что он представлял себе в школьные годы, не то, о чём рассказывали его наставники. Спустя много лет он скажет:

«Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует».
Открытка с изображением Алжирского университета, где учился Альбер Камю, начало ХХ века
Открытка с изображением Алжирского университета, где учился Альбер Камю, начало ХХ века

Знакомство с философией

Окончив лицей в 1933 году, молодой Камю поступил в Алжирский университет. Здесь он раскрывает для себя философию как особенную науку, которая способна дать ответы на многие жизненные вопросы и найти отклик в душе каждого человека. Альбера интересовали изречения древних авторов, античные философы казались ему настоящими гениями.

При этом современными философскими изысканиями он не слишком интересовался. Единственным среди немецких философов, кто заслуживал внимания, по мнению Камю, был Фридрих Ницше. Благополучно окончив университет, Альбер успел поработать в разных местах, выполнял различную работу. Но только к 1938 году, став журналистом, наконец понял, что писательство – именно его дело, его призвание.

Ещё в 1937 году было опубликовано первое произведение писателя – «Изнанка в лицо». А вскоре на свет появился сборник эссе автора – «Брачный пир». Здесь он рассуждал о жизни, о принципах существования человека как существа высокодуховного и возвышенного. При этом, что примечательно, автор не слишком-то углублялся в психологические аспекты, а раскрывал философские проблемы. Словом, он и в литературе оставался философом, рассуждающим о жизни и задающим извечные вопросы читателю.

Альбер Камю в молодости
Альбер Камю в молодости

Враждебность мира

Альбера Камю часто называют основоположником экзистенциализма, хотя сам писатель отрицал это. Однако именно ему уже в ранних работах принадлежит первенство в поднятии вопроса абсурда. Камю демонстрирует нам, насколько абсурдна сама идея человека жить счастливо и спокойно в обществе, которое нередко настроено по отношению к личности агрессивно и откровенно враждебно.

В этом случае, как отмечал Камю, у человека есть выбор: либо смириться с действительностью и перестать мечтать о собственном счастье, либо начать бунт против системы. При этом восстание такого рода нельзя отнести к политическому мятежу – это скорее вызов всему миру, а не определённому правителю или партии. Человек может побороться за счастье и успех.

Как считал молодой Альбер, он сам принадлежал именно к таким «бунтарям», борцам за собственную свободу самовыражения. При этом Камю никогда не выступал за равенство между людьми. Напротив, в одном из своих произведений он даже отметил:

«Равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы».
В понимании писателя жизнь – это свобода и счастье, к чему и должен стремиться любой человек
В понимании писателя жизнь – это свобода и счастье, к чему и должен стремиться любой человек

«Посторонний» Камю

Но если поначалу Альбер Камю писал небольшие очерки и эссе, то спустя несколько лет он «созрел» для создания масштабного творения – романа «Посторонний». Эта книга вышла в свет в 1942 году, причём в ней ярко продемонстрированы негативные аспекты личности человека. Главный герой – молодой клерк Мерсо. Он кажется «замороженным» человеком, который не способен испытывать никакие сильные эмоции.

Поскольку повествование ведётся от его лица, здесь особенно ярко проявляется талант Камю «превращаться» в своих героев. Несмотря на всё равнодушие и холодность Мерсо по отношению к миру, ему не удаётся избежать неприятности. Во время потасовки на пляже в результате ссоры, возникшей по вине клерка, он стреляет в араба.

В дальнейшем начинается суд над молодым человеком. Он не осознаёт своей вины, равно как и не может понять, как мог убить араба. В итоге непохожесть Мерсо на всех остальных приводит его к трагическому исходу – его приговаривают к смертной казни. Ситуация эта кажется абсурдной, но именно здесь мы видим противоречие между личностью и обществом.

Эффекта добавляет плоский стиль повествования, столь характерный для Камю. Автор словно бы подчёркивает безысходность ситуации и «замороженные» чувства своего персонажа, который едва ли осознаёт, с чем столкнулся и что происходит с ним. При этом сам Альбер Камю нередко задумывался о том, каким может быть человек, подобный Мерсо – не умеющий ни сострадать, ни любить:

«Не быть любимым — это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье».
Иллюстрация к роману Альбера Камю «Посторонний» / fa.ru
Иллюстрация к роману Альбера Камю «Посторонний» / fa.ru

Жизнь как бессмыслица

Годом ранее, в 1941 году, Альбер Камю начал работу над ещё одним своим масштабным произведением – «Миф о Сизифе». Здесь он ещё больше погружается в философские размышления, причём сравнивает бытие человека с бесконечным трудом несчастного мифического персонажа, того самого Сизифа.

Как показывает автор, человеческая жизнь не имеет смысла, поскольку подобна мучениям Сизифа. Он обрёл вечную жизнь, однако был вынужден каждый день повторять одну и ту же работу – поднимает на своих плечах огромный камень. Потом, когда валун оказывается на вершине, он внезапно падает, и несчастному снова приходится повторять все прежние действия. Так и человеку в повседневной жизни приходится одерживать новые и новые победы, чтобы потом снова остаться ни с чем и вновь нести свой «камень» вверх.

В «Мифе о Сизифе» Камю утверждает, что человеческая жизнь не имеет смысла, поскольку подобна мучениям Сизифа / © Marc Feldmann / artstation.com
В «Мифе о Сизифе» Камю утверждает, что человеческая жизнь не имеет смысла, поскольку подобна мучениям Сизифа / © Marc Feldmann / artstation.com

Роман с актрисой

В пору немецкой оккупации Франции Камю, который приехал сюда в 1942 году, вступил в движение Сопротивления. Несколько лет он занимался подпольной журналистикой, считая своим долгом воевать с захватчиками – если не на поле боя, то словом и бойким пером. А в 1944 году на сцене были поставлены две пьесы Альбера Камю – «Недоразумение» и «Калигула». Их главной идеей стали бессмысленность существования и торжество смерти. Как писал сам литератор:

«Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку».

Впрочем, в этих драмах едва ли было бы уместно смеяться. Однако постановка произведений подарила Камю знакомство с очаровательной женщиной. В каждой из пьес главную женскую роль исполняла актриса Мария Казарес. Поначалу её отношения с писателем были совершенно рабочими, но со временем переросли в романтическую увлечённость.

Их роман продолжался более трёх лет, но даже после его завершения между Марией и Альбером сохранилась дружеская привязанность. К слову, именно Мария вдохновляла писателя на создание драматических произведений. Ему нравилось писать пьесы – более того, сам Камю считал их наиболее успешными в своей творческой карьере. При этом в своих произведениях писатель нередко рассуждал о творческом предназначении человека, о сложностях, с которыми приходится столкнуться творцу:

«Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру – причем его мучат соблазны и той, и другой жизни».
Актриса Мария Казарес
Актриса Мария Казарес

«Чума»

Однако прославился французский писатель вовсе не благодаря драматургии. В 1947 году был издан новый роман Камю, названный «Чума». Интересно, что в прежних творениях Камю старался сделать акцент на негативных качествах персонажа, а теперь решил пойти по обратному пути – показать положительные черты характеров своих героев.

В романе описывается эпидемия чумы в небольшом алжирском городке. Болезнь без разбора косит героев. И здесь можно заметить возвращение автора к столь любимому им абсурдизму. Болезнь совершенно бессмысленно устраняет одного за другим добрых и положительных людей. Это – та самая идея абсурда, который нельзя ни подчинить, ни понять.

Иллюстрация к роману Альбера Камю «Чума» / © Ignacio Serrano / interesnoe.me
Иллюстрация к роману Альбера Камю «Чума» / © Ignacio Serrano / interesnoe.me

Символы романа

Примечательно и то, от чьего лица ведётся повествование в «Чуме». Автор описывает нам внимательного и благородного человека, доктора Риэ, который и рассказывает читателям обо всём происходящем. Он прикладывает массу усилий, чтобы побороть бубонную чуму, но при этом всё-таки осознаёт, что это дело бесполезное и бессмысленное. Риэ не видит никаких перспектив, но продолжает трудиться и пытается спасать несчастных людей.

Как считают исследователи творчества Камю, в романе «Чума» может быть зашифрованный символ, связанный вовсе не с болезнью. Автор намеренно описывает не историческое, но вымышленное событие, словно бы давая читателям повод для размышления. Это может быть некое завуалированное описание оккупации Франции немецкими нацистами.

Кроме того, здесь, в романе, чувствуется накал борьбы со злом, которое кажется всесильным, но всё-таки не является непобедимым. А ведь Альбер Камю, видевший, что происходило с Францией в военное время, вполне мог использовать ассоциацию чумы и нацизма. Как бы то ни было, но роман «Чума» и сегодня остаётся одним из самых известных и читаемых произведений французского писателя.

Иллюстрация к роману Альбера Камю «Чума» / © Ignacio Serrano / m.fotostrana.ru
Иллюстрация к роману Альбера Камю «Чума» / © Ignacio Serrano / m.fotostrana.ru

Бунт Камю

После выхода «Чумы» писатель издал ещё одну книгу – «Бунтующий человек». Это был сборник, в который вошли работы Камю, касающиеся мировосприятия в форме экзистенциализма.

В своих работах Камю размышляет, что такое свобода и истина, кого можно считать по-настоящему свободным человеком, как начать собственный бунт против мира. В понимании писателя жизнь – это свобода и счастье, к чему и должен стремиться любой человек. А значит, необходимо восстать против всего, что мешает прийти к этим идеалам. При этом не стоит искать в мире логику и некий смысл:

«В этом мире нет смысла, и тот, кто узнает это, обретет свободу».
Альбер Камю причислял себя к бунтарям, борцам за собственную свободу самовыражения
Альбер Камю причислял себя к бунтарям, борцам за собственную свободу самовыражения

Семейные неурядицы

Личная жизнь писателя оказалась весьма насыщенной и яркой. Первый раз он женился в 1934 году. Его супругой стала Симона Хие, которая прежде считалась невестой приятеля Камю. Однако помолвка была расторгнута, и Симона вышла замуж за своего нового избранника.

Но вспышки ревности супруги, её зависимость от наркотиков очень скоро стали разрушать брак. Всего спустя два года пара рассталась, а окончательно получить разрешение на развод смогли лишь спустя шесть лет после свадьбы. Для самого Камю расставание это было крайне болезненным. Через несколько лет он напишет:

«Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда».
Симона Хие, первая жена Альбера Камю, 1934 год
Симона Хие, первая жена Альбера Камю, 1934 год

Обретение счастья

А вскоре произошла новая встреча. Очаровательная пианистка Франсин Фор впервые встретилась с Камю в 1937 году. Это была едва ли не любовь с первого взгляда. Спустя три года, получив документ о расторжении первого брака, Камю наконец смог сделать предложение руки и сердца Франсин.

Спустя пять лет на свет появились близнецы, которых Альбер очень любил. Несмотря на семейное счастье, он всё время ощущал хрупкость своего радостного состояния. Камю не верил, что они с Франсин проживут много лет вместе. Он предчувствовал некую трагедию, которая непременно должна была произойти в его жизни. Увы, это была вовсе не пустая мнительность писателя.

Франсин Фор и Альбер Камю с детьми
Франсин Фор и Альбер Камю с детьми

Гибель писателя

В 1957 году Альбер Камю стал лауреатом Нобелевской премии. Казалось, всё наконец наладилось в жизни – счастливая семья, признание, работа над новыми произведениями. В ту пору он собирался занять должность директора одного из парижских театров, а также приступил к написанию нового романа. Увы, завершить произведение помешала смерть.

4 января 1960 года неподалёку от города Вильблёвен произошла автомобильная авария. В этом авто находился Альбер Камю, который ехал вместе с приятелем Мишелем Галлимаром и его семьёй.  Во время поворота машину внезапно вынесло на обочину, и на большой скорости она врезалась в дерево. Галлимар умер спустя несколько дней в больнице, его супруга и дочь выжили. Альбер Камю погиб на месте.

На тот момент литератору исполнилось всего 46 лет. Кстати, в ту пору в прессе начали говорить о том, что автокатастрофа могла быть подстроена недоброжелателями своенравного писателя-бунтаря, но доказательства этому так и не были найдены. А потому причина смерти – несчастный случай или заказное убийство Альбера Камю – так и остаётся предметом споров и догадок.

Чудовищная автомобильная катастрофа оборвала жизнь Альбера Камю
Чудовищная автомобильная катастрофа оборвала жизнь Альбера Камю

Интерес к Камю

Некоторые произведения Альбера Камю были опубликованы уже после его смерти. Как часто бывает, громкая слава пришла к нему уже после гибели. Скоропостижная трагическая смерть писателя вызвала интерес к его творчеству, режиссёры взялись за экранизацию его произведений и начали снимать биографические фильмы о Камю.

Смерть знаменитого литератора, драматурга и философа была воспринята в мире как большая трагедия и огромная потеря для мира искусства. Несомненно, Альбер Камю мог бы написать ещё немало прекрасных произведений и получить немало наград за свой вклад в литературу.

В часе езды от алжирского города Типаза можно увидеть памятник Альберу Камю. Эти края были для него родными, здесь прошло его детство, здесь проходило становление его таланта, и здесь он впервые начал писать.

Не так давно, в 2009 году, президент Франции Николя Саркози в честь 50-летия со дня смерти литератора предложил перенести его прах в Пантеон – место упокоения выдающихся государственных деятелей страны. Сын писателя, Жан Камю, категорически отказался от этого предложения, заявив, что его отец не желал бы подобных почестей и явно был бы не в восторге от перспективы обрести вечный покой в Пантеоне. Многие французы восприняли предложение Саркози как желание поднять собственный рейтинг за счёт имени великого писателя, который действительно сделал немалый вклад в развитие французской литературы.

Стела в память об Альбере Камю у алжирского города Типаза / wiki2.org
Стела в память об Альбере Камю у алжирского города Типаза / wiki2.org

Интерес к личности Альбера Камю не угасает и в наше время. Режиссёры снимают фильмы, посвящённые ему, создают экранизации его романов. Интересно, что сам Камю к киноискусству относился крайне прохладно и считал, что оно никогда не заменит книг. Конечно, на этот счёт у каждого своё мнение, но именно Камю продолжает будоражить умы своими необычными высказываниями и своеобразным взглядом на жизнь. Само по себе человеческое бытие он считал бессмысленным, но верил, что каждый из нас способен изменить свою жизнь к лучшему. Надо признать, в последнем он был совершенно прав.

МУСАГЕТ
Добавить комментарий